ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
21 июня 2013 года в ходе выступления в рамках Петербургского международного экономи- ческого форума Президент Российской Федерации В.Путин выступил с предложением об объ- единении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. 6 февраля 2014 г. вступил в силу Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», ис- ключивший из Конституции РФ упоминания о ВАС РФ. 6 августа 2014 г. с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной си- стеме Российской Федерации»» Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономи- ческим спорам. С момента выступления Президента РФ в профессиональном юридическом сообществе не прекращается дискуссия относительно целесообразности, формы реализации и последстви- ях данной судебной реформы. Активное участие в дискуссиях приняли представители боль- шинства профессиональных юридических сообществ: судьи, юристы-консультанты, адвокаты, ученые-правоведы. Основные опасения связывались с тем, что «в водовороте объединения прогрессивного Высшего Арбитражного Суда с патриархальным Верховным все преимущества первого по- тонут в недостатках второго»1. Не секрет, что юридическое сообщество в целом положительно оценивало деятельность ар- битражной системы и ВАС РФ. К позитивным характеристикам системы принято относить достаточно высокое качество выносимых актов, информационную открытость, применение удобных электронных ресурсов. Система судов общей юрисдикции, по мнению большинства юристов, существенно уступала арбитражным судам, как по части организации судопроизводства, так и по качеству выноси- мых решений. Вполне закономерно, что в проводимой реформе виделась угроза утраты достижений ар- битражной системы: деградации судебного правотворчества, отказа от профессионального толкования правовых норм, снижения информационной открытости и уровня технологическо- го сопровождения. Особые опасения связывались с дальнейшим развитием реформы – воз- можным упразднением всей системы арбитражных судов. Сегодня, когда с момента объединения судов прошло более полутора лет, представ- ляется необходимым подвести первые итоги и сделать выводы относительно успеш- ности достижения целей реформы и реализации связанных с ней рисков. Целью исследования и представленного Доклада является комплексный анализ со- держания и результатов судебной реформы 2013 года, сопряженных с ней рисков и угроз, а также последствий для развития экономического правосудия в Российской Федерации. Доклад подготовлен совместно экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и «Центра развития современного права».