ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последние годы наблюдается постоянно растущий интерес к изучению креативных индустрий со стороны ученых разных областей наук как с точки зрения вклада креативных отраслей в региональный экономический рост, так и с точки зрения их влияния на пространственное планирование и перестройку городской структуры в эпоху перехода к постиндустриальной парадигме развития. В этом отношении показателен опыт Японии, где развитие творческих индустрий является важной частью национальной экономической стратегии и экономической политики правительства. Активно развивающаяся с 1990-х годов глобализация и крах экономики мыльного пузыря в Японии оказали сильное влияние на японскую экономику и общество. Экономические и коммерческие функции стали еще больше концентрироваться вдоль побережья Тихого океана, и особенно в Токио, и экономический разрыв между столицей и другими городами страны продолжал увеличиваться. В целях противодействия этому в качестве инструмента городского планирования была взята на вооружение концепция креативного города. Подобный подход, ориентированный на создание центров креативного класса, от предыдущих подходов к творчеству в области городского планирования в Японии отличает первостепенная роль культуры, в частности, изобразительного искусства (а не науки и технологий). Это имеет большое значение для городов, решающих проблемы продолжающейся глобализации, экономической стагнации и депопуляции, поскольку повышает их аттрактивность, тем самым содействуя развитию культурного туризма, и означает переход от прежней экономической модели, ориентированной на рост за счет развития обрабатывающей промышленности, к модели, ориентированной на услуги. В докладе анализируются особенности концепции креативных городов, основанной на культуре, творчестве и социальной интеграции, в контексте развития японских креативных индустрий и креативных пространств.