ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Функциональное состояние успешного выполнения ментальной деятельности зависит от степени интереса и используемых стратегий мышления (дивергентного или конвергентного). Эти процессы находят свое отражение в изменении электроэнцефалограммы (ЭЭГ), особенно в частотном альфа-диапазоне (6-13 Гц). Вызванные изменения на частоте 10-13 Гц связывают с обработкой сенсорно-семантической информации; 8-10 Гц – со степенью ожидания следующего стимула; 6-10 Гц – с изменениями общего уровня активации нервной системы. Использование стратегии дивергентного мышления сопровождается увеличением мощности альфа-подобной активности в диапазоне 10-13 Гц, а использование стратегии конвергентного, напротив, - уменьшением. Мы исследовали динамику мощности ЭЭГ (стандартные отведения O1, O2, P3, P4, C3, C4, F3 и F4) в альфа-поддиапазонах (6-8, 8-10, 10-13 Гц)при выполнении испытуемыми условно «интересных» (профильных) и «неинтересных» (непрофильных) для них учебных задач. В экспериментах приняли участие школьники старших классов (12 человек) с профилирующими предметами «физика» (шф.) или «биология» (шб.). Испытуемые решали школьные тесты по биологии (Б) и физике (Ф) и олимпиадные задачи по этим предметам. Для контроля регистрировали ЭЭГ при выполнении несемантической задачи. Анализировали усредненную спектральную мощность потенциалов ЭЭГ в указанных альфа-поддиапазонах. Ментальная деятельность в знакомой и незнакомой семантической среде имеет свои психофизиологические корреляты в диапазоне 10-13 Гц. У шб. и у шф. при выполнении заданий профильного предмета наблюдается высокий уровень мощности по сравнению с выполнением непрофильного предмета в лобных и центральных отведениях, в отведении Р4, а также в затылочных. По сравнению с контролем у шб. мощность выше во время решения заданий по Б, тогда как у шф. во время решения заданий по Ф различий с контролем не выявлено. Данный эффект можно связать со структурой самих задач: решение задач по Ф и по Б требует разного соотношения использования стратегий дивергентного и конвергентного мышления. В частотном диапазоне 8-10 Гц при решении заданий по Б у шб. (часть задач испытуемым была знакома)мощность выше, чем в контроле и при решении Ф. У шф., которые ранее с данными задачами не сталкивались, напротив, мощность выше в контроле. Таким образом, амплитудная динамика ЭЭГ в диапазоне 10-13 Гц отражает стратегии мышления при решении задач с разной семантической структурой; в диапазоне 8-10 Гц находит свое отражение степень известности задачи.