![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Сюжет о том, как Авраам принял трех ангелов у мамврийского дуба (Быт. 1:18) занимает в богословско-философском наследии Иосифа Волоцкого совершенно особое место. Он посвящает толкованию этого рассказа целое 5 слово «Просветителя» (3 Слово о почитании икон) и Послание о Троице Вассиану. В свою очередь эти тексты доктринально связаны с 6 и 7 словом «Просветителя» (соотв. 1 и 2 Слову о почитании икон). Особое внимание Иосифа к Быт. 1:18 было вызвано двумя причинами: 1) его личным почитанием Андрея Рублева, с которым связано распространение новой для Руси композиции «Ветхозаветной Троицы» т. н. «догматического типа»; 2) критикой «жидовствующими» не только икон данного типа, но и экзегетики Писания в тринитарном духе. Споря со своими оппонентами, Иосиф выстраивает серьезную богословскую апологию, в которой рассматривает вопросы изобразимости Божества, возможности теофаний и классификацию самих видений. Его основная цель - показать, что Авраам принял не просто трех ангелов, а пережил явление самого Божества. В своем докладе я рассмотрю содержательную сторону тринитарной апологетики Иосифа и то, как он обращается к различным темам патристической философии – проблеме постижимости Божественной природы, функций материальных символов и ангелологии. В связи с этим речь пойдет о возможных источниках его рассуждений. Рассмотрение проблемы с такого ракурса позволяет лучше понять степень и характер рецепции переводной патристики в оригинальной древнерусской мысли.