ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Текущее состояние и трудности управления водными ресурсами в Китае В настоящее время Китай инвестирует огромные средства в управление водными ре- сурсами и инфраструктуру, но все еще сталкивается с проблемами качества и количества воды. Урбанизация и рост потребления воды оказали огромное давление на экосистемы, а сокращение площади водно-болотных угодий, рек и озер подорвало противопаводковый и почвозащитный потенциал экосистем. Засухи и нехватка воды имеют место во мно- гих регионах Китая, водные ресурсы распределены крайне неравномерно во времени и в пространстве, а дефицит водных ресурсов в местах добычи энергоресурсов препятствует добыче и производству угля, газа и т.д. Существуют большие региональные различия в водоснабжении, управлении и борьбе с наводнениями, при этом малые и средние города и сельские районы имеют недостаточный потенциал для интеграции водных ресурсов и сла- бую инфраструктуру борьбы с наводнениями, особенно в сельской местности, где услуги по очистке сточных вод и водоснабжению значительно отстают от городских. Следует выделить пять приоритетов для реформы управления водными ресурсами и рекомендацям: 1. Пересмотреть «Закон о воде» 2002 года, включая раздел о водном управлении и раздел о политике управления водными ресурсами. Создать институты с четкими пол- номочиями и обязанностями для решения проблемы загрязнения воды в регионе; уси- лить контроль за соблюдением правил по качеству воды и оценки воздействия на окру- жающую среду, оптимизируя их связь с «Законом об охране окружающей среды», «За- коном о предотвращении и контроле загрязнения воды», «Законом о сохранении почв и воды» и другими законами; усилить институциональные механизмы управления водосбор- ными бассейнами и улучшить правовую базу для управления водосборными бассейнами; разработать законы для поддержки обмена данными и информацией о качестве и коли- честве воды; уточнить распределение полномочий и обязанностей по ключевым мерам по управлению водными ресурсами. 2. Создать национальный механизм сотрудничества в области управления водными ре- сурсами. Укреплять сотрудничество между министерствами и местными органами власти. Усилить ответственность существующих бассейновых комитетов. Разделить управление водными ресурсами по бассейнам рек, а не по административным районам. Бассейновые комитеты должны укрепить свои полномочия и уточнить обязанности провинциальных систем губернаторов рек и озер и существующих бассейновых комитетов, чтобы создать платформу для рабочего сотрудничества на высоком уровне. 3. Усилить контроль за соблюдением "трех красных линий", определяющих общее водо- потребление, эффективность водопользования и границы водохозяйственных зон. Целевые показатели могут быть достигнуты четырьмя способами: 1) путем установления целевых показателей на основе фактического водопользования, а не забора воды, и использования их в качестве основы для выдачи разрешений на водопользование и контроля; 2) путем установления более детальных целевых показателей совместно Министерством экологии 1 Конференция «Ломоносов-2022» и окружающей среды, Министерством природных ресурсов и другими соответствующими министерствами; 3) путем использования различных показателей, таких как контрольные показатели водопотребления, для предоставления информации подсекторам по мере необ- ходимости; и 4) путем установления лимита на забор воды при торговле правами на воду, что позволяет повысить гибкость законодательства в данной области. Китай также дол- жен укрепить свой управленческий потенциал для контроля загрязнения воды и общего потребления воды путем перекрестного согласования систем разрешений на водопользо- вание и сброс. 4. Повышение устойчивости к наводнениям для адаптации к изменению климата, ур- банизации и другим повышенным рискам наводнений в результате макромасштабных из- менений. 1) продвигать использование "зеленых" подходов к управлению наводнениями; 2) укреплять законодательную базу для комплексного подхода к управлению рисками наводнений; 3) Создавать и продвигать общенациональные программы страхования от наводнений. 5. Совершенствование политики в отношении загрязнения из неточечных источников. 1) создать схему торговли качеством воды для снижения затрат на соблюдение более стро- гих стандартов качества воды; 2) улучшить управление качеством воды в окружающей среде; 3) изучить методы борьбы с загрязнением из неточечных источников, особенно в сельской местности; 4) установить пилотный контроль за сбросом загрязняющих веществ в масштабах бассейна для снижения рисков загрязнения воды; 5) внедрить инновационные механизмы финансирования, такие как экологическая компенсация, плата за экологиче- ские услуги и финансирование водных ресурсов в качестве альтернативы традиционным технологиям очистки воды. 6. Совершенствовать системы сбора и обмена данными, связанными с водой, вклю- чая определение приоритетных целей управления водными ресурсами, согласование и оптимизацию учреждений, занимающихся данными о воде; создание устойчивых систем мониторинга данных о воде; разработку стандартов данных о воде; создание эффектив- ных информационных систем данных о воде; разработку процедур управления качеством воды. Создать национальную платформу обмена информацией о водных ресурсах для повышения осведомленности и участия общественности. 1) уточнить право общественно- сти на получение данных и информации, касающихся водных ресурсов, и использовать адекватный обмен данными и информацией для снижения операционных издержек при реализации политики; 2) предусмотреть право общественности на участие в принятии решений по водным ресурсам, например, через слушания или консультации; 3) создать более конкретные механизмы для содействия управлению водными ресурсами в получе- нии индивидуальных мнений, предложений и жалоб; 4) содействовать водосбережению в государственном и частном секторах.