ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Понятия «навязанная идентичность», «принуждение к идентичности» вводятся впервые авторами в статье «Принуждение к идентичности. Как это возможно?» (готовится к публикации). Мы полагаем, что необходимо различить саму проблематику поиска идентичности в истории гуманитарной культуры в целом и появление в XX веке соответствующего концептуального аппарата для обсуждения этой проблематики. Один и тот же человек обладает множественной идентичностью, включая, например, одновременно такие формы проявления идентичности, как: национальная и профессиональная принадлежность, аффилиация с клубами, коммерческими и некоммерческими структурами и т.д. Реклама и связи с общественностью во многом занимаются именно конструированием идентичности. Гипотетично можно сказать, что у субъекта есть право на выбор идентичности. В то же время это право не всегда может реализоваться. Чтобы противостоять идентичности, которая навязывается извне, необходимо обладать критическим и рефлексивным мышлением, ставить перед собой задачу сравнивать и выбирать, понимать степень ответственности источника и степень доверия ему. Навязанная идентичность может проявляться в разных формах, включая личностную, социальную, политическую, другие формы идентичности. Нужно уметь оценивать, интерпретировать, анализировать особенности тех структур, которые навязывают другим какую-то идентичность. В процессе принуждения к идентичности во многом, с нашей точки зрения, происходят те процессы, которые Пьер Бурдье описал в своей статье «Социальное пространство и символическая власть». По Бурдье, в рамках социального универсума реализовываются различные виды социальной власти, которые, в частности, проявляются через разные формы социального капитала, включая, экономический, культурный, символический, социальный. Соответственно этому конструируется само социальное пространство и фактически, с нашей точки зрения, идентичность самого обладателя капитала. Ситуация выбора идентичной принадлежности группе происходит и в том случае, который Бурдье охарактеризовал как эффект клуба и эффект гетто. Но если клуб выбирается добровольно в зависимости от тех форм капитала, которыми владеет субъект, то гетто жестко и беспощадно навязывается извне. Человек в зависимости от своих предпочтений и форм капитала может выбрать тот или иной клуб. Говоря об идентичности, можно привести пример деловых клубов. Там происходит противопоставление членов клуба как более успешных тем предпринимателям, которые находятся за его стенами. Общие традиции и дресс-код усиливают ощущение принадлежности к конкретной организации. В масонских и других посвятительских организациях это эффект возрастает в ещё большей степени за счет разработанной системы ритуалов, необходимости сохранения «тайны», обязательности специального облачения на встречах, наличием различных наград и др. Совсем иная ситуация с выбором идентичности складывается у человека в условиях отсутствия какой-либо формы капитала. По Бурдье, отсутствие капитала как бы приковывает человека к месту. В частности, это происходит в рамках эффекта гетто. В гетто насильственно сгоняют людей, где их «идентичность» оказывается связанной с отлучением от всего остального мира и от свободного выбора.