ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Любое общество подвержено идеологическому влиянию. И если лидеры общества отказываются создавать свою идеологию, то влияние начнут оказывать «соседи» и «партнеры». Отметим, что в современном мире для успешного продвижения важно не столько качество самой идеи, сколько её преподнесение аудитории. А сама идеология может быть как созидательной, так и деструктивной. Идеологическая работа направлена на создание целостной и интуитивно понятной системы ценностей и убеждений, на основе которой любой человек может легко и просто определить, «что такое хорошо, и что такое плохо». Создание такой системы, а также обеспечение ее доказательственной базой предваряют использование инструментов пропаганды (здесь мы применяем этот термин безоценочно, не предполагая негативных коннотаций). В готовящемся к публикации исследовании мы показываем, как при продвижении идеологий средствами пропаганды используются когнитивные искажения. Природу и причину возникновения когнитивных искажений в своих работах по установлению когнитивной основы человеческих заблуждений обосновал Даниэль Канеман. Данные искажения, влияющие на принятие поведенческих решений, возникают из-за наличия у нас двух систем мышления. «Системы 1», отвечающей за быстрое (автоматическое) мышление, и «Системы 2», отвечающей за медленное (произвольное) мышление. Первая система работает очень быстро, практически не требуя усилий и осознанности. В типовых ситуациях мы ведем себя определенным образом, не затрачивая ресурса на принятие решений. «Система 2 для выполнения своих задач требует сознательного контроля внимания. Она весьма медлительна и энергозатратна. Для экономии жизненных ресурсов большую часть времени наше мышление действует в режиме «Системы 1», которая постепенно накапливает системные ошибки. Решения носят ситуативный и иррациональный характер. Инерция мышления, желание человека «быть хорошим и не совершать ошибок», открывают ворота к бессознательному. Решение, принятое в режиме «Системы 1», человек продолжает защищать, в дальнейшем ему сложно отказаться от этого решения. Сами же решения могут поддаваться корректировке извне: маленькими шагами потребитель информации принимает продвигаемую установку. Здесь проявляется «упорство», как одна из классических ловушек, описанных Андре Кукла в работе «Ментальные ловушки». Её суть заключается в том, что человек продолжает работу над тем, что уже потеряло свою ценность. Механизм идеологической работы с обществом – это механизм корректировки системы ценностей и убеждений через пропаганду и иные инструменты воздействия. В готовящейся к публикации статье мы показываем, как ментальные ловушки используются в пропаганде. Когнитивные искажения, по своей сути, представляют собой механизм принятия и защиты внутренней, не осознаваемой системы ценностей. Фактически, используя когнитивные искажения, можно получить доступ к глубинным структурам мышления человека, и, используя схемы построения гипнотических внушений, «пронести» туда новую идею. Следует обратить внимание что вывод, сделанный самостоятельно, человек будет отстаивать и защищать намного более упорно, чем вывод, предложенный ему со стороны. То есть, пропагандист заинтересован в такой подаче информации, чтобы необходимые выводы, обобщения и оценки формировались в сознании людей самостоятельно. Существует множество когнитивных искажений. Некоторые примеры таких искажений описаны в книге Алексея Филатова «Ловушки и иллюзии мозга. Как мозг нас обманывает и как использовать это в своих целях». Среди них: «эффект первенства» (преувеличение значимости начальных событий при недооценке событий последующих); «эффект не давности» (события, схожие с ранее произошедшими, получают аналогичную оценку); «ограничение выбора» (если человек не понимает логику, или она не совпадает с ранее принятыми убеждениями, то он склонен отрицать всю логическую структуру предлагаемого убеждения); «Красивое – значит хорошее» (внешняя красота притягивает внимание, чем, например, пользуются на своих мероприятиях деструктивные секты); «Предпочтение знакомого» (в ситуации дефицита времени выбираются знакомые вещи, что значительно усиливает эффективность пропаганды); «Авторитет лидера» (суждения человека, обладающего властью и высоким статусом воспринимают как верные, даже когда они не относятся к сфере его компетенций); «Эмоциональная эвристика» (эмоции играют имеют существенно более высокое значение в процессе принятия решений, чем это может показаться). Инструменты пропаганды, а в более широком смысле и public affairs, становятся более действенными, когда осуществляется эмоциональное воздействие на потребителя информации, а «нужные» убеждения закрепляются в глубинных слоях мышления. Современный набор инструментов идеологической работы весьма широк. Это сказки для детей и взрослых, художественные фильмы и анимация, комиксы, юмористические программы, ток-шоу, фестивали культуры, игры в различных формах, мемы и др. При этом эмоциональное включение в процесс и ассоциирование себя с тем или иным персонажем оказывает весьма сильный эффект (как это происходит с компьютерными играми). Можно привести пример многочисленных фильмов, содержащих сильные скрытые месседжи, проявляющиеся через цветовую гамму и иные художественные средства (демонстрация русских в темных и серых тонах, яркая и красочная картинка появившихся позже европейских послов и др.). При продвижении идей крайне важно из материально закрепление. Не получая реального проявления на уровне государственного и общественного регулирования, идеология профанируется. Так, поддержка определенных ценностей может способствовать продвижению по карьерной лестнице и получению преференций, а их осуждение приведет к остракизму человека или компании. Особенно ярко это проявляется в так называемой «культуре отмены».