ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад проф. В.М.Толмачёва касался истории и применения термина "модернизм". Перечислив основные исторические источники термина (католический модернизм в папских энцикликах нач. ХХ в., эпизодическое употребление в периодике 1910-х гг., книга Р.Грейвза и Л.Райдинг "Обозрение модернистской поэзии", "неоромантический модернизм" в "Словаре русских писателей" П.А.Венгерова, "модерн" у Г.Бара и др. австро-венгерских писателей 1890 гг., серия "modern classics" в американских межвоенных издательствах, "модернизм" в англоамериканском литературоведении 1960-1970 гг., советской идеологии и культурной политике 1960-1980 гг., и др.), докладчик обратил внимание, что вопреки научным стереотипам восприятия этого явления концепт модернизм как принцип периодизации литературной истории оформился только во второй половине XX в. по ходу "холодной войны", когда стал на Западе суммарным обозначением трагического гуманизма культуры ХХ в., с одной стороны, и советским обозначением глубоко кризисного типа буржуазного творчества, с другой. С точки зрения В.М.Толмачёва, модернизм, если придерживаться именно этой терминологии (слишком общей, слишком идеологизированнной и скрадывающей поэтому реальное многообразие культуры ХХ в.), стал самим собой под влиянием экспериментов авангарда только к концу 1930-х годов. Свою позицию докладчик обосновал анализом творчества писателей (Т.С.Элиот, Дж.Джойс), которых обычно относят к "модернистам", но которые в реальности развивают адаптированную к запросам ХХ в. традицию символистского творчества. В.М.Толмачев указал, что подобный подход был намечен еще Э.Уилсоном, С.Боурой, ему были не чужды и крупнейшие специалисты по творчеству Джойса (Р.Эллманн). Лишь "преодолев" символизм, в разных формах свойственный Дж.Джойсу или Э.Хемингуэю, скрещениям натурализма и символизма, модернизм в 1940-1950 гг. обрел себя по сути (С.Бекет, Селин, Г.Миллер, М.Бланшо, Л.Даррелл и др.).