ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Цель доклада – разобрать несколько интересных версий знаменитого сюжета западнояванской «народной истории» (черита ракьят) о Санг Курианге, который имеет схожие черты с мифом об Эдипе и с его литературным дериватом, античной трагедией Софокла «Царь Эдип»: убийство отца и желании инцеста с матерью. Так как большая часть современных индонезийских версий «Санг Курианга» утратили некоторые существенные мотивы, восстановить их стало невозможно по современным пересказам, преимущественно выполненных в жанре литературной сказки для детей. По этим текстам заметно, как «Санг Курианг» постепенно терял свои древнейшие элементы в структуре повествования. В середине XX в. «написанная в форме либретто драма» «Санг Курианг» Утуя Тататанга Сонтани (Utuy Tatang Sontani, 1920-1979), должна была, по мнению В.В. Сикорского, «положить начало современной индонезийской опере» (стр. 315). Однако этот текст типологически ближе к античной трагедии «царь Эдип», чем к исконной сунданской черите . Также типажи героев Санг Курианга и его возлюбленной-матери, Даянг Сумби, возникают для моделирования объемных персонажей в романе Айю Утами (Ayu Utami, род. 1968) «Число Фу» (“Bilangan Fu”, 2008), где сюжет интерпретируется в фрейдистском ключе. Таким образом ни драма Утуя Татанга Сонтани, ни герои Айю Утами не имеют прямого отношения к задаче моего исследования: для поиска начальных истоков сюжета я обращаюсь к редакции Аипа Росиди. Сопоставив версии детских пересказов (а также современных информантов-сунданцев, рассказавших мне эту чериту в недавноем прошлом) и художественные тексты индонезийских писателей, в итоге удается получить наиболее вероятный архаичный вариант, доступный по редакции Аипа Росиди (Ajip Rosidi, род. 1938) «Санг Курианг опоздал» (“Sang Kuriang kesiangan”, 1960). Текст Аипа Росиди анализируется с помощью теоретической базы: работы по психоанализу (З. Фрейд), антропологии и философии (Дж. Фрейзер, Р. Жирар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари), фольклористике (В.Я. Пропп, Е.М. Мелетинский, В.В. Иванов, В.Н. Топоров, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Б.Н. Путилов и т.д.). Задачи – восстановить «предысторию» и утраченные мотивировки поступков героев в разных интерпретациях мифа, облеченных в современную литературную обработку, привести аналогии с мифом и трагедией об Эдипе, и объяснить некоторые неясные моменты «Санг Курианга» при помощи психоаналитических (З. Фрейд), культурно-антропологических (Дж. Фрейзер, Р. Жирар) и фольклористических (В.Я. Пропп) исследований об Эдипе, а также определить место «Санг Курианга» в системе жанров фольклора и литературы Индонезии.