![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Религия в СССР была относительно маргинальной (а во многих отношениях и табуированной) зоной общественной жизни. Обращение к религиозному опыту давало «неподцензурным» советским поэтам возможность трансгрессивного выхода за пределы советских норм представлений о реальности; в некоторых случаях этот выход изображался в литературных произведениях как социальная трансгрессия. В произведениях неподцензурной поэзии 1960—80-х годов религиозные дискурсы претерпевали культурные трансформации: от связи с опытом предшественников (в частности, представителей модернизма) до разрыва с ним, от формирования пространства, где было возможно общение «своих» среди «чужих» до осмысления новых (для советского общества) религиозных по своему значению переживаний (как конфессиональных, так и внеконфессиональных). В настоящем докладе предпринимается попытка анализа поэтических текстов из ранних книг поэтов О. Седаковой («Дикий шиповник», 1976–1978) и Е. Шварц («Войско, изгоняющее бесов», 1976) с опорой на концепцию Ч. Тейлора (опыт социокультурной трансгрессии в секулярном обществе) и историко-культурные изыскания В. Смолкин (генеалогия религиозных дискурсов в неподцензурной советской поэзии). Созданные почти одновременно, поэтические миры Седаковой и Шварц демонстрируют ряд сдвигов в понимании религиозного переживания, а также в мотивировке обращения к табуированным дискурсам. Так, мистическое визионерство приобретает у Седаковой элегическую модальность («Путешествие волхвов»), а у Шварц — знаменует акт одухотворения материалистического мира через страдание («Вознесение»). Комплексный историко-социологический подход к анализу поэзии позволяет понять, как в условиях кризиса советского атеизма появлялись и развивались формы антитрадиционалистского, трансгрессивного, глубоко индивидуального высказывания о религиозном опыте.