![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Имеющиеся в антропологическом арсенале методики анализа лица интересны и для других дисциплин. Так, пропорции лица и методы передачи антропологических характеристик представляют интерес для художников и скульпторов. В работе антропологические методы применены для выявления закономерностей построения лица скульпторами античной Греции в эпохи архаического и классического искусства. Авторы полагают, что скульптура с одной стороны отражает реальную антропологическую среду, с другой демонстрирует большую зависимость от культурных процессов, происходящих в определенный период на некоторой территории. После персидского завоевания Египта греческое искусство отошло от египетских канонов (эпоха поздней архаики). Переход от архаики к классике знаменуется возникновением в Греции самостоятельных канонов в архитектуре и скульптуре. В работе использованы фотографии скульптур, созданных в период от начала VII до конца IV века до н.э., разделенный на две эпохи временем греко-персидских войн. На это время приходится развитие архаики, становление и развитие классики и переход к эллинизму. Общий объем выборки составил 84 мужских и 76 женских лиц. Учитывая консервативность антропологического типа, а также непрерывность культуры, религии и языка в рассматриваемый период, следует предположить, что скульптура, созданная на относительно небольшой территории, должна демонстрировать единый антропологический тип. Между тем, визуальный анализ изображений выявляет значительные различия лиц архаической и классической скульптур. Это может быть связано как со сменой населения, так и со сменой эстетических стандартов эпохи. В любом случае, наблюдаемые различия могут быть описаны формальными методами. Измерения лиц на изображениях проводились с помощью оригинальной программы, разработанной компанией «Вокорд», и средствами «Adobe Photoshop». Программа измерений включает в себя традиционные признаки: широтные и высотные размеры лица, носа, слизистой части губ. Кроме этого измерялись длины, углы наклона и высота открытой части глаз. На профильных изображениях оценивалась степень выступания глазного яблока (открытый и закрытый тип глазниц) и профилировка глазниц. Использованные изображения различаются размерами, поэтому единственно возможным способом изучения стало сравнение пропорций (индексов). Полученные индексы, балловые оценки и углы используются при статистической обработке. Применение многомерных методов анализа показало, что изменчивость пропорций лица архаической скульптуры выше, чем классической, что может быть объяснено отсутствием канона, регламентирующего пропорции изображения. Характеристики лиц архаических и классических скульптур достоверно различаются. Выделяемые антропологически типы лиц скульптурных изображений соответствуют используемой в искусствоведении типологии образов. Различия в пропорциях объясняются скорее действием канона, нежели изменением антропологической среды. Существуют достоверные связи степени выступания глазного яблока с углом наклона и профилировкой глазниц. Эти признаки не попадают в сферу, регламентируемую каноном. Различия архаики и классики в этом случае вероятнее связаны со сменой реального антропологического облика населения.