ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Обучение студентов управлению конфликтами - одна из важных задач формирования профессиональных компетенций будущего психолога. Конфликтологическая компетенция рассматривается нами как способность и готовность к осуществлению деятельности по анализу, разрешению, управлению и профилактике конфликта. Содержательную сущность компетенций представлена его функциями. Мы выделяем следующие функции конфликтологичес-ких компетенций: аналитическую; рефлексивную; мобилизационную; ценностную; адаптивную; информативную; прогностическую; регулятивную; интеграционную и др. Нами была разработана содержательная структура конфликтологических компетенций психолога. Она включает в себя четыре основных блока: системный анализ конфликтов; конструк-тивное их разрешение; профилактика внутриорга-низационных, коррекция и терапия личностных конфликтов; медиация и управление конфликтами. Они базируются на знаниях основ конфликтологии, умениях использовать методики, способности к саморегуляции, рефлексии, конструктивном от-ношении к конфликтам и конструктивном поведении в конфликтах. Мега-компетенции в этой структуре представляют собой: креативность, дивергентность, культура и профессиональная этика психолога. По результатам исследования нами составлен алгоритм развития компетенций по управлению конфликтами. Он включает в себя следующие этапы: 1) определение цели конфликтологической подготовки психолога; 2) моделирование деятельности по управлению конфликтами; 3) разработка технологий управления конфликтами; 4) определение набора качеств знаний, умений, навыков, установок, нужных для успешного применения технологий; 5) моделирование компонентов конфликтологических компетенций; 6) подбор средств и методов диагностических и развивающих по отношению к этим компонентам; 7) подбор средств и методов, позволяющих освоить и тренировать данную технологию в целом.