ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе будут представлены некоторые результаты социолингвистического обследования, проведенного автором в марийской диаспоре московского региона в 2019–2021 гг. Один из аспектов исследования касался описания языковых биографий респондентов с целью получить более детальную фоновую информацию относительно актуального использования ими этнического языка. В анализ языковых биографий включены следующие блоки: внутрисемейное общение, дошкольное воспитание, школьное обучение (язык или предмет обучения), дальнейшее образование. Установлены каналы освоения респондентами русского языка (в случае уроженцев сельской среды) и марийского (городских жителей). В первой части доклада будут вкратце освещены основные периоды языковых биографий респондентов-горномарийцев в выборке и проведен сопоставительных анализ этих данных с результатами, полученными нами ранее при изучении лингвистических биографий другой части респондентов – уроженцев районов распространения лугового марийского языка в Республике Марий Эл. Во второй части будут рассмотрены и проанализированы архивные материалы из фондов ГБУ «Государственный архив Республики Марий Эл» об изучении горномарийского языка в общеобразовательных организациях Республики Марий Эл с 1960 по 2002 гг. (охват когорт в выборке), а также сводный отчет о динамике изучения языков в РМЭ за 2000-2018 гг. Анализ предоставленных автору материалов позволил, с одной стороны, обеспечить полноту и достоверность исследования, с другой стороны, проследить динамику преподавания горномарийского и лугомарийского в сопоставительном аспекте.