![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Процесс восприятия практически всегда содержит в себе категоризацию, то есть отнесение воспринимаемого объекта к тому или иному классу. Одной из базовых, эволюционно значимых способностей, является умение быстро отличать живые объекты от неживых, что необходимо, например, для распознания хищника или потенциальной пищи. Так, показано [1, 2], что у людей такая способность восприятия возникает ещё во младенческом возрасте даже до овладения речью, причём такое различение происходит именно по форме объектов, а не по их движению, текстуре и пр. В настоящем исследовании мы рассмотрели особенности электрической активности головного мозга взрослых людей при восприятии ими живых и неживых объектов. Методика Участникам исследования (N = 13, 19-21 лет, M = 20.1 лет, SD = 0.64) последовательно предъявлялся набор из 330 изображений, из них: 156 изображений живого (растения, животные, люди), и 174 — неживого (транспорт, инструменты, посуда и пр.). Все изображения представляли собой чёрные силуэты на сером фоне, которые были вписаны в невидимый квадрат со стороной в 14 угловых градусов. Каждый стимул предъявлялся на 1500 мс. Участники эксперимента должны были отнести объект к категории живого или неживого, нажимая на соответствующую клавишу на клавиатуре. Стимулы предъявлялись в случайном порядке для каждого из участников. Велась запись 19-канальной ЭЭГ. Для каждого участника эксперимента были получены зрительные вызванные потенциалы (ВП) на предъявление изображений, усреднённые по категориям живого и неживого. Результаты Между полученными вызванными потенциалами для каждого типа стимулов были определены значимые различия отдельно по каждому из ЭЭГ-каналов (t-критерий, p < .01). Вызванные потенциалы при восприятии живых и неживых объектов значимо отличались лишь в поздних латенциях от 350 до 500 мс преимущественно в теменных и височных отведениях. Для этих отведений наблюдался характерный позитивный компонент P400, который во фронтальных отведениях проявлялся как негативный компонент (Nc). Обсуждение и выводы На первый взгляд кажется странным, что различия наблюдаются именно в поздних компонентах ВП. Хотя, например, дифференциация зрительных стимулов на лица/не лица проявляется значительно раньше, в компоненте N170 [3]. Это можно объяснить тем, что в отличие от способности реагировать на лица, изучаемая способность гораздо более сложна, так как число возможных форм у живого и неживого огромно и требуется некоторое накопление знаний, чтобы подобная дифференциация была успешна. Так, реагирование на лица наблюдается у детей с 3-месячного возраста [4], тогда как умение различать живое и неживое формируется лишь к 7-месячному возрасту [2]. Соответственно, выявленные поздние латенции позволяют предположить, что дифференцирование объектов на живое и неживое происходит уже после того как объекты были уже распознаны. В литературе описан выявленный нами характерный компонент P400 для задних отведений и Nc для фронтальных в ряде работ на младенцах [4, 5, 6, 7], которым предъявлялись человеческие лица и авторы таких работ связывают эти компоненты, соответственно, именно с восприятием лиц. Тем не менее более тщательный анализ экспериментальных методик в таких исследованиях показал, что в них в качестве контроля детям предъявлялись изображения неживых объектов, соответственно, указанные поздние компоненты в этих экспериментах могут отражать вовсе не особенности восприятия младенцами лиц, а именно дифференциацию ими живого и неживого. Таким образом, способность различать живое от неживого имеет общие специфические электрофизиологические корреляты как у взрослых, так и у детей, что говорит об общем психофизиологическом механизме, лежащем в её основе. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 19-18-00474. Pauen S. Evidence for knowledge–based category discrimination in infancy //Child Development. – 2002. – Т. 73. – №. 4. – С. 1016-1033. Taniguchi K. et al. The Categorization of Objects With Uniform Texture at Superordinate and Living/Non-living Levels in Infants: An Exploratory Study //Frontiers in psychology. – 2020. – С. 2009. Eimer M. The face-sensitivity of the n170 component //Frontiers in human neuroscience. – 2011. – Т. 5. – С. 119. Conte S. et al. Face-sensitive brain responses in the first year of life // NeuroImage. – 2020. – Т. 211. – С. 116602. de Haan M., Johnson M. H., Halit H. 3 Development of face-sensitive event-related potentials during infancy //Infant EEG and Event-Related Potentials. – 2013. – С. 77. Gredebäck G. et al. The neuropsychology of infants’ pro-social preferences //Developmental Cognitive Neuroscience. – 2015. – Т. 12. – С. 106-113. Di Lorenzo R. et al. Charting development of ERP components on face-categorization: Results from a large longitudinal sample of infants //Developmental cognitive neuroscience. – 2020. – Т. 45. – С. 100840.