ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
На протяжении, по крайней мере, последних двухсот лет история античной философии была необходимой частью университетского преподавания философии, считаясь одним из краеугольных камней полноценного философского образования. При всем различии подходов к ее изучению и преподаванию феномен античной философии как основополагающей формы европейской рациональности, фундамента всех последующих производных образований почти во всех областях человеческого знания оставался ключевым моментом для формирования философского и даже — более широко — научного мировоззрения. Слова Якоба Буркхардта: «Мы говорим языком греков и видим всё их глазами», — не были преувеличением для носителя европейской университетской культуры конца XIX – первой половины XX века. Однако преподавание античной философии в университете тех лет было неразрывно связано с традицией классической гимназии, обеспечивавшей своих выпускников знанием т.н. древних языков (латыни и древнегреческого) и первоначальным опытом чтения античных философских текстов, главным образом, Платона на древнегреческом (обычно «Апология Сократа» и «Федон») и Цицерона на латинском (обычно помимо речей «Тускуланские беседы», превосходное популярное введение в изучение философии). В России после Октябрьской революции, а в Европе после Второй мировой войны классическая гимназия фактически вымирает, небольшие островки классического образования школьного типа, существующие, прежде всего, в Великобритании, былого значения уже практически не имеют. Надежды на возрождение классической гимназии в России, высказывавшиеся энтузиастами в начале 90-х годов, не оправдались. Две-три школы, в которых сейчас существуют элементы преподавания древних языков, также не могут оказать никакого заметного влияния на общую ситуацию. Таким образом, в создавшемся положении, которое, по-видимому, в ближайшие десятилетия изменить не удастся, на знание древних языков и азов античной культуры студенческой аудиторией рассчитывать не приходится. К сожалению, зачастую на это не приходится рассчитывать и у преподавателей античной философии, что еще более печально. Единственный выход на сегодняшний день — постоянная самостоятельная работа над овладением и совершенствованием в языке, которую должен вести каждый, кто отваживается подняться на преподавательскую кафедру античной философии. Еще одной проблемой преподавания античной философии, как это ни парадоксально, является необычайная популярность обращения к ней в отечественном философском сообществе. Без нее не обходится ни обсуждение поздней философии Хайдеггера, ни разговор о французских философах постмодерна, ни дискуссия о русской философии Серебряного века. Философское сообщество — и это относится в равной степени к научным сотрудникам и университетским лекторам — с готовностью повторяет вошедшие в обиход популярные клише, готовые штампы современной философской моды, не заботясь или просто не зная, как самостоятельно проверить правильность этих утверждений, порой вообще не задумываясь об их истине, ограничиваясь их провокативностью и интересностью. Отсюда вытекает важная задача в преподавании античной философии: сохранение живого отношения к наиболее злободневным и дискутируемым вопросам, затрагивающим античную философскую мысль. Это и круг проблем, связанный с философской герменевтикой Хайдеггера и его многочисленных последователей, и mind-body problem в ее подлинном историческом контексте, и проблема письма в деконструкциях Деррида, и теории Софии русских религиозных мыслителей. Вряд ли всегда стоит говорить об этом специально, но иметь в виду эти концепции нужно. В силу тех или иных причин, о которых здесь не место говорить, в современном российском образовании делаются довольно опасные попытки вытеснить философию из системы высшего образования или же дать наряду с ней место разного рода псевдо-знанию. Отчасти в этом виноваты и мы, философы, оставаясь далеко не на высоте нашей науки и ее горизонтов, утрачивая связь с общественно-политическим или естественно-научным контекстом философских проблем. На самом деле, преподавание философии дает возможность обсуждения самых животрепещущих вопросов современного знания и современного общества. История философии играет здесь ключевую роль, при условии, что она не превращается в самодовлеющую демонстрацию эрудиции. Преподавание античной философии занимает или, по крайней мере, должно занимать здесь важнейшее место, если, конечно, оно не будет замыкаться в кругу узких профессиональных интересов. Это довольно важный момент и на нем я хотел бы остановиться особо. Как в исторической реальности, так и в подлинно-научном изложении античная философия — особенно до эпохи эллинизма — связана множеством нитей с самыми важными областями человеческой деятельности, научным знанием, религиозными культами, общественной жизнью. Показывать эти связи, увязывать с ними развитие философии необходимо. Это поможет показать необходимость философии в человеческой жизни, ее сходство с и отличия от других форм культуры. Преподаватель обязан уделить особое внимание проблеме происхождения античной философии, показать тот мир традиционного, архаического мировоззрения, который предшествует появлению первой формы европейской рациональности и — вопреки оглупляющей схеме развития «от мифа к логосу» — сосуществует с ним на протяжении тысячелетий. Здесь могут быть проведены интересные параллели с современной ситуацией сосуществования высоких форм рациональности и «примитива» обыденного сознания, остающегося зачастую в рамках традиционного мировоззрения. Социально-экономическое объяснение причин данного феномена сходства также может оказаться интересным. Первые формы философского знания развиваются в неразрывной связи с первыми формами знания научного. Историк античной философии ipso facto вынужден обращаться к истории науки: математики, естествознания, медицины, истории, лингвистики, филологии. Он обязан быть компетентным в этих областях и уметь показать своей аудитории, как именно развивается научное знание, какие общие вопросы заставляли научное знание развиваться в том или ином направлении. Здесь в самой практике исследования и преподавания снимается граница между историей философии и историей науки, и эти две области начинают взаимно друг друга обогащать. Это же относится и к связям между философией и общественной жизнью греческих полисов, литературой, риторикой, судопроизводством и другими формами культуры. Каждая такая реляция позволяет обсуждать проблемы философии в их человеческом контексте, понятном аудитории, а не наставлять непосвященных темными речениями с претензией на некую «глубину». К сожалению, в практике преподавания античной философии в нашей стране в течение последних десятилетий есть некоторые, на мой взгляд, неблагоприятные тенденции в развитии исследований и преподавания, которые, скорее, противоречат вышеизложенным соображениям. Так, слишком большое внимание уделяется разнообразным метафизическим и теологическим тонкостям, которые без сомнения должны изучаться, но все же не могут и не должны играть первую скрипку в преподавании истории античной философии. При правильном подходе история античной философии может стать одной из важнейших дисциплин философского преподавания, не уступающей, а в чем-то и превосходящей многие, на первый взгляд, более актуальные и злободневные направления философского образования.