ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Одной из актуальных проблем космической биологии и медицины является сохранение когнитивных способностей космонавтов при длительных космических полётах. Однако, как было показано в ряде работ (например, Manda, 2008), космическое излучение оказывает ингибирующее влияние на процессы нейрогенеза в зубчатой извилине гиппокампа. Известно, что подавление процессов нейрогенеза в данной структуре мозга приводит к трудностям запоминания новой информации (Winocur, 2006). Очевидно, что снижение функции эпизодической памяти отрицательно сказывается на безопасности космического полета и на качестве жизни космонавтов. В настоящее время существует несколько подходов к стимуляции нейрогенеза in vivo: медикаментозный (например, введение антидепрессантов), биофизический (электрошок), молекулярно-биологический (введение гемопоэтических стволовых клеток), однако эти подходы имеют ряд существенных недостатков. Вместе с тем, появляются данные, что психологическая нагрузка также способствует стимуляции нейрогенеза. В этом направлении начата разработка специальных методов когнитивной тренировки (Bissig & Lustig, 2007; Величковский и др., 2010), которая пользуется растущей популярностью в качестве методического подхода к компенсации нарушений памяти и внимания при нормальном старении. Показано, что программы когнитивной тренировки могут быть успешными, приводя к долговременному улучшению памяти, а также к переносу положительного эффекта на другие когнитивные функции. Настоящее исследование проведено на группе 20 женщин без истории неврологических и психиатрических заболеваний, средний возраст 60 ± 16 лет. Были получены МР-томограммы головного мозга и МР-спектры гиппокампа испытуемых до и после тренировки. В разработанной компьютерной программе когнитивной тренировки, которую испытуемые выполняли ежедневно на протяжении двух недель, использовались компьютерные задания, которые тренировали вербальную и пространственную рабочую память. В заданиях использовался адаптивный лестничный метод определения сложности заданий в зависимости от правильности ответа. Это позволило поддерживать общее количество правильных ответов на уровне 75-80%, поддерживая высокую мотивационную включенность испытуемых в процесс тренировки. Полученные нами данные свидетельствуют о высокой эффективности предложенных процедур когнитивной тренировки, оказывающих положительное влияние как на функционирование памяти, так и на и на динамику мозговых процессов. В целом, разработка программ когнитивной тренировки является перспективной областью прикладных исследований, имеющей важное прикладное значение, в том числе, в связи с задачей компенсации негативного влияния ионизирующей радиация на нейрогенез при продолжительных космических полетах.