ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Буддийское учение имеет ярко выраженную этическую составляющую. При этом одни исследователи считают буддизм сам по себе этическим учением, другие же считают, что этическая составляющая в буддизме не разработана. Но и те и другие сходятся в том, что именно в 20 веке на Западе этика буддизма получает свое системное изложение и обоснование. Всерьез буддизм начинает привлекать внимание западных интеллектуалов в 19 веке, а повышенный интерес к нему приходится на 60-е и 70-е годы 20 века: в это время буддизм был воспринят и развит европейскими интеллектуалами, а также теми, кто искал новых форм религиозного опыта и самовыражения. Но резкий скачок интереса к исследованию буддизма, в частности буддийской этики, в академической среде происходит только в 90-х годах, о чем говорит в целом резко возросшее количество публикаций по этике буддизма и появление нескольких ключевых работ. Многие авторы считают, что можно найти зачатки этической мысли в таких классических текстах как Вопросы Милинды или в более поздних источниках, например, в сочинениях буддийского монаха Шантидэвы, но во всех них, по их мнению, не наблюдается развитого этического учения, которое по своей глубине можно было бы сравнить, например, с этическими произведениями Аристотеля [1]. Различные современные мыслители предлагают свои объяснения тому, почему в Древней Индии не зародилось полноценное этическое направление исследований, а также почему этика буддизма как дисциплина появилась именно в 20 веке на Западе. Наиболее подробно первый вопрос рассматривал британский философ Дамьен Кеоун [2]. Второй вопрос исследовали, например, Чарльз Пребиш и Мартин Бауманн [3]. Рассмотрев различные аргументы, касающиеся того, какое время можно считать началом появления этической линии исследования буддизма в 20 веке в англоязычных странах, я пришла к выводу, что возможно выделить три периода исследований. Первый период исследований этики буддизма относится к первой половине 20 века, когда начали появляться редкие работы, имеющие в центре своего внимания этическую проблематику. Второй период приходится на середину 60-х, 70-е годы 20 века: в это время появляются более глубокие исследования, а также систематизируется весь материал, посвященный этике буддизме, который был опубликован за предыдущие полвека. Третий период, начавшийся в 90-х годах 20 века, ознаменован оформлением буддийской этики в качестве самостоятельной дисциплины. В 1994 г. Ч. Пребишем и Д. Кеоуном был основан первый академический журнал, посвященный этике буддизма «Journal of Buddhist Ethics». Также одним из свидетельств признания проблематики буддийской этики стала публикация в 2018 году под редакцией Дэниела Козорта и Джеймса Шилдса Оксфордского хэндбука по буддийской этике. В этом сборнике помимо прочих рассматриваются такие темы, как буддизм и психология моральных суждений, буддистская этика и когнитивные науки, тантрическая этика и многие другие темы, не обсуждаемые широко до этого [4]. С каждым годом публикуется все больше статей и книг, рассматривающих с разных сторон этическую проблематику в буддизме. Тем не менее, несмотря на большие успехи развития дисциплины буддийской этики, некоторые авторы подчеркивают, что она до сих пор в полной мере не обрела целостности и оформленности, и многие важные достижения еще впереди.