ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
С конца 20 века набирает силу и влияние такая дисциплина, как буддийская этика, в рамках которой исследователи, анализируя классические буддийские тексты, пытаются найти ответы на вопросы, не получившие отдельной разработки в раннем буддизме или вообще не рассматривавшиеся, но имеющие для этого достаточные предпосылки. Среди этих вопросов, в частности, интерес представляют вопросы, связанные с тем, как буддизм относится к проблемам свободы воли, моральной ответственности и практикам наказания. Основа буддийского учения — представление о человеке, как о совокупности физических и ментальных факторов, ни один из которых не является тем, что можно было бы назвать постоянной самостью, тем центром, над которым у человека есть контроль, и из которого проистекают его самостоятельные решения (anātman) — что, как кажется, необходимо для возложения моральной ответственности. Другим фундаментальным постулатом является учение о взаимозависимом происхождении (pratītyasamutpāda) — буддийское представление о каузальности — то, что многие современные философы и буддологи трактуют как аргумент в пользу признания буддизмом детерминизма. В своём докладе я собираюсь рассмотреть то, как современные философы, занимающиеся буддизмом, согласуют учения пратитья-самутпады и анатмана с моральной ответственностью индивида; как, на основании буддистских текстов, можно ответить на вопросы об уместности реактивных установок (негодования, возмущения, благодарности и т.д.), необходимости применения наказания, и какие практики наказания могли и должны были бы принять буддисты, исходя из учения Будды.