ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В течение последних 50 лет совместная творческая деятельность диад/групп людей является одним из центральных предметов исследования в психологии креативности. Сложившаяся ситуация обусловлена логикой развития науки и запросами со стороны практики. Наука шла от изучения отдельного индивида и столкнулась с невозможностью описания и объяснения творческого процесса в отрыве от общественных отношений. В практике особое внимание уделялось процессам совместной деятельности, в том числе и инновационного характера, а также вопросам оптимального функционирования и развития сотрудников в рамках организации. С изобретением А. Осборном метода мозгового штурма исследователи творческой деятельности сконцентрировались на вопросах возможностей и ограничений данного инструмента. Изначально предполагалось, что существует ряд механизмов, позволяющих увеличить продуктивность решения, принимаемого творческим коллективом. Однако многие исследования показали, что эффективность работы интерактной группы (члены которой общаются и обмениваются идеями) уступает эффективности работы номинальной группы (члены которой не взаимодействуют друг с другом, а групповой результат представляет собой совокупный продукт всех участников). Анализ процессов группового творчества выявил ряд факторов, препятствующих проявлению творческого потенциала членов интерактной группы. Дальнейшие усилия исследователей креативности были направлены на элиминацию этих факторов. Одним из методов повышения продуктивности работы интерактной группы является электронный мозговой штурм. Показано, что результаты совместной творческой деятельности виртуальных групп не уступают и даже превышают результаты номинальных групп. Основные исследования электронного мозгового штурма изучали фактор анонимности как главную причину высвобождения творческого потенциала в групповой работе. Несмотря на то, что исследования мозгового штурма в разных вариантах представляют собой весьма стройную линию исследований, в них нельзя не отметить ряд лакун. Совершив переход от изучения индивидуальных характеристик творческой личности к изучению совместного творчества, психология делает мало попыток использования уже полученного знания в постановке новых проблем. Роль индивидуальных особенностей личности в групповом решении творческих задач – тот вопрос, который первым возникает у психолога-исследователя личности, но практически не ставится в современных исследованиях. В текущем исследовании мы поднимаем вопрос об индивидуальном вкладе в совместную творческую деятельность, не оставляя без внимания и условия совместной работы. Квазиэксперимент организован таким образом, что испытуемые участвуют в парном электронном мозговом штурме, а также выполняют аналогичные задачи в одиночку. Совместная работа ведется в двух разных условиях: режимах сотрудничества и соревнования. Помимо этого проводится индивидуальная диагностика с использованием тестов «Большая Пятерка», «Мотивация достижения», опросник эмпатии. Исследование планируется в соответствии с основными задачами: 1) организационно-психологическая – выяснение оптимальных условий совместной творческой деятельности для диад; 2) дифференциально-психологическая – изучение вопроса о предпочтительном режиме совместной работы в зависимости от индивидуальных особенностей; 3) дифференциально-организационная – изучение роли индивидуальных особенностей членов диад в совместном решении творческих задач; 4) задача развития – изучение вопроса о повышении индивидуальной креативности в совместной деятельности с более креативным партнером.