ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе рассматривается трансформация мифа о Прометее в античной литературной традиции (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) от Гесиода через драматические интерпретации (Эсхил, Аристофан) к трактовкам, которые даются в схолиях. Основные элементы этого мифа – создание людей и забота о них (обеспечение едой и огнем), история с Пандорой, богоборчество, наказание, – в диахронии получают в литературе разнообразные, иногда контрастные по отношению к предшествующей традиции трактовки. Литературные версии мифологии Прометея – хорошая иллюстрация становления антитезы «положительный/отрицательный герой», не всегда актуальной для произведений греческой литературы, но важной для трактовки образа Прометея, особенно в драматическом жанре. В античных схолиях обнаруживается указание на несоответствие восприятия Прометея в эпосе и драме, понимается вопрос о том, как следует относиться к Прометею, который, с одной стороны, послужил причиной гнева Зевса на людей, с другой, был благодетелем, поскольку даровал огонь. В поздней античности мы видим и попытку аллегорического толкования образа (Прокл), при котором образы Прометея и Эпиметея трактуются как символы двойственности ума. Анализ схолий показывает, что за расхожим сюжетом мы можем увидеть сложную религиозно-мифологическую традицию, отраженную в литературе лишь частично.