ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад основан на результатах проведенного автором на материале российской и зарубежной литературы XX–XXI вв. исследования Мира Посмертия (МП) как особого вымышленного пространства, где продолжается существование человека после его смерти. Анализ более чем ста художественных произведений, преимущественно созданных в традициях фантастики сверхъестественного (фэнтези), позволил выявить ряд содержательных и художественных закономерностей, присущих повествованию о Мире Посмертия как единому интертексту с собственным «каноном» изображения посмертного бытия, а также раскрыть функциональность образа МП как средства воплощения авторского замысла, чаще всего связанного с интерпретацией смысла и ценности земной человеческой жизни. В рамках устойчивого круга тем и мотивов, характерных для повествования о Мире Посмертия, особое место занимает тема памяти, рассматриваемая писателями-фантастами в нескольких аспектах. Это, во-первых, воспоминания персонажа о прожитой жизни, родственниках и друзьях, оставленных в мире живых. Во-вторых, индивидуальная «память себя» как способ сохранения личности (души) после ее освобождения от материальной оболочки. Наконец, это память живых об ушедшем, в значительной степени поддерживающая и облегчающая его посмертное существование. В докладе будут рассмотрены наиболее интересные художественные интерпретации темы памяти в произведениях об МП отечественных и зарубежных авторов («Краткая история смерти» К. Брокмейера, «Город за рекой» Г. Казака, «Свет в окошке» С. Логинова, «Последние истории» О. Токарчук и др.), включая те версии вымышленных миров, в которых посмертное бытие в принципе возможно лишь до тех пор, пока на земле сохраняются воспоминания об умершем.