ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Актуальность рассматриваемой проблемы имеет общественную и личностную детерми-нации. Общественная представлена как потребность государства в квалифицированных кадрах, способ-ных оперативно адаптироваться к профессиональ-ной деятельности и продуктивно работать. Личностная - выражена потребностью в профес-сиональной самореализации и в удовлетворенности трудом. Проблема заключается в том, что, несмотря на профоринтационную работу школ и центров проф-ориентации, многие выпускники школ и вузов испы-тывают трудности в решении вопросов, связанных с профессиональным самоопределением. Анализ трудоустройства 300 выпускников ф - тов психологии вузов Крыма за пятнадцатилетний период (с 2007 г. по 2021 г.), показал, что по специальности из них работают 33% (99 чел.); 25% (75 чел.) молодых специалистов выбрали близкие по профилю профессии 42% (126 чел.) работают не по специальности. Почти половина из них трудятся на рабочих местах, не требующих высшего образования. Выделены три основные причины деформации пути профессионального самоопределения студентов: страх возможных трудностей, связанных со слабым представлением о содержании подготовки к профес-сии в вузе, степени сложности предметов, объеме учебной нагрузки, формах и методах обучения. несовпадение образов деятельности психолога-профессионала, транслируемых в телевизионных фильмах, художественной литературе, других источниках и теми, с которыми они столкнулись в ходе прохождения учебных и производственных практик; понимание того, что их интерес к профессии был обусловлен не стремлением помогать другим людям, а желанием разобраться в себе, решить собственные проблемы, или интересом к области знания, но не к деятельности. Выделены четыре технологии обеспечения профессионального самоопределения личности в вузе: 1.Технология формирования образа профессионала и его деятельности (для абитуриентов); 2.Адаптационная технология (для первокурсников и смешанного состава); 3. Технология погружения в мир профессии и развития профессионального интереса (со второго курса обучения); 4. Технология профессиональных проб и развития профессионального творчества (старшие курсы).