ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Минимизация рисков цифровизации социокультурной информационной среды для детей и подростков 1. Цифровые технологии должны стать не смыслом человеческой жизни, а лишь средством улучшения её качества. 2. Они должны предполагать высокий уровень культуры и ответственности её пользователей, чтобы не стать гранатой в руках обезьяны. Риски, которые несет нам эпоха информационного общества • В наше время, которое называют эпохой информацион-ного общества, коренным образом меняется статус информации и её роль в социуме. • Во-первых, современный социум становится насыщенным ею, проницаемым для неё и зависимым от неё. Техногенная информация вытесняет из сознания человека природную (естественную). Картина мира в личностном отражении становится искаженной, зависимой от внушаемой информации. Последствия: отрыв от природных корней, нарушение адаптации и мировозренческих основ, потеря самостоятельности и др. • Во-вторых, информационное пространство каждого человека значительно расширилось по сравнению с недавним временем. Это влечет изменения в восприятии гражданами социаль-ной действительности и их социальной активности на уровне изменения ментальных характеристик. Риск потеря ценностных и смысло-жизненных ориентиров (целевых, этических, нравствен-ных, полоролевых, правовых и др.) В-третьих, современный мир с его скоростями, противоречии-ями, угрозами стал настолько небезопасен, что люди своими фантазиями, верованиями, уходя от реальности стремятся «урав-новесить» информационное поле, активно используя для этого медиа-среду, чем и пользуются политтехнологи. В-четвертых, разрабатывается новый манипуляционно-управленческий инструментарий, основанный на использовании технологий сбора, аналитической обработки и распространения колоссальных объемов информации в режиме практически реального времени, вовлекающий в процесс обмена ею всех членов общества. В-четвертых, разрабатывается новый манипуляционно-управленческий инструментарий, основанный на использова-нии технологий сбора, аналитической обработки и распростра-нения колоссальных объемов информации в режиме практичес-ки реального времени, вовлекающий в процесс обмена ею всех членов общества. Всё это отражается на развитии технологий манипулирова-ния сознанием масс, где в центре фокуса внимания находится подрастающее поколение (переконструирование ментальности и генокода, реклама на будущего потребителя, группы смерти. ВИДЫ рисков: Контентные риски: Насилие и агрессия; эротика/порно; расовая и этническая ненависть; нецензурная лексика; засорение языка; пропаганда наркотиков, суицида, анорексии, азартных игр и пр. Характеристика: 1. Возможность получить любым пользователем без ограничений. 2. Угрозы формированию сознания и социальных навыков. Локализация: повсеместно за исключением контента на защищенных сайтах. Коммуникационные риски: Перевод взаимодействия с ребенком в реальность или получение любых персональных данных; киберпреследования, буллинг, сексуальные домогательства, запугивание, эксплуатация. Характеристика: Высока возможность подвергнуться направленным преступным действиям со стороны других лиц. Локализация: чаты, мессенджеры, виртуальное общение со злоумышленником. Технические риски: Вредоносное программное обеспечение. Характеристика: возможность повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся в нём информации и нарушение её конфиденциальности. Локализация: весь Интернет. Потребительские риски: 1) Физический риск – нарушение здоровья; 2) Финансовый риск – неосответствие цены и качества продукции (товара/услуги); 3) Психологические риски – нарушения всех сфер психики (эмоционально-волевой, когнитивной, поведенческой) и разрушение личности («синдром отмены», замена реальности, потеря контроля в сети и др.), одиночество, игромания и др. 4) Социальные риски – изменение имиджа человека в зависимости от товара/услуги, асоциальное поведение, потребительство, тунеядство. Локализация: преимущественно сайты, предоставляющие товары, услуги. Минимизация рисков 1. Родительский контроль за контентом; 2. Дозирование времени в сети Интернет; 3. Формирование культуры пользователя; 4. Доверительная и безопасная (эмпатийная и фасилитативная) коммуникация с ребенком в семье и других институтах социализации. 5. Формирование культуры семьи и внутрисемейных отношений. 6. Максимально необходимое время в семье уделять детям, совместные дела, отдых, путешествия, спорт и др. 7. Обсуждение информации, полученной ребенком в сети Интернет. 8. Отсутствие закрытых вопросов для обсуждения между родителями и детьми. 9. Обогащение ведущих видов жизнедеятельности ребенка и семьи (где Интернет только малая часть жизнедеятельности ребенка (по значимости, времени, содержанию и т.п.).