ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Концепт «дом» занимает важное место в мировой художественной культуре, становится довольно часто предметом культурологических и лингвокультурологических исследований, являясь одним из ключевых концептов нации и русской литературы в частности. Дом изначально символизировал мир, вселенную. В народной культуре дом представлялся хранилищем основных жизненных ценностей: семьи, рода, достатка, покоя и уюта. Такое наполнение культурного концепта обусловливает его положительную коннотацию. Дом в поэзии серебряного века (жилище, город, страна – Родина, мир – Вселенная, культура). Дом неразрывно связан с человеком, это часть его «я», духовное лицо. Дом – основа человеческого самостоянья в мире хаоса, мире трагедий, разочарований, коим воспринимали своё время поэты серебряного века. Наполнение концепта «дом» отрицательной коннотацией также особенно проявляется в лирике серебряного века, что наглядно представлено в «Словаре поэтических образов» Н. Павлович: дом-гроб у В. Маяковского, дом-жаба у В. Нарбута, дома-черепа у В. Хлебникова, дома-демоны у В. Ходасевича и др. Многообразие семантического наполнения и неоднозначность оценочного компонента концепта «дом» в русской литературе рубежа XIX–XX вв. отмечается многими филологами. В статье анализируется концепт «дом» в поэзии Андрея Белого, определение места поэтического образа дома в его творчестве, изучение трансформации образа, связанного с судьбой поэта. Анализ содержательных составляющих описываемого концепта показал, что его ассоциативно-смысловое поле лексемы дом, реконструированное на основе поэтических текстов Андрея Белого, достаточно обширно, его компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом и имеет богатую гамму отношений (парадигматических, синтагматических и ассоциативных).