ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Причиной возникновения колебаний летательного аппарата или его частей в полете (бафтинга) принято считать действие нестационарных аэродинамических сил вследствие взаимодействия аэродинамического следа, срывающегося с плохообтекаемых поверхностей и частей летательного аппарата, вызывающего при попадании на другие части летательного аппарата пульсации давления. Развитие таких пульсации может иметь и другой механизм происхождения, приводящий к возникновению у поверхностей летательных аппаратов нестационарных процессов другого рода –нелинейных околорезонансных колебаний, отличительной чертой которых является возникновение периодических скачкообразных изменений параметров течения [ 1 ]. Такие колебания возникают при близости частоты внешних возмущений, приходящих в исследуемую область течения или вызываемых в ней иным способом, к частоте возможных собственных колебаний среды в рассматриваемой области (исследования показывают, что определяющая процесс связь может быть неожиданно нетривиальной [ 2 ] и созданной непреднамеренно). Необходимым условием развития колебаний такого рода при течении газа является возможность распространения возмущений вверх и вниз по потоку, каналом-проводником такого рода может выступать пограничный слой у поверхности летательного аппарата, проводящий возмущения вверх по потоку даже при сверхзвуковых скоростях полета. Литература. 1. Егорушкин С.А. Околорезонансные колебания газа, движущегося в канале переменного сечения// Изв. АН СССР. МЖГ. 1984. № 4, с. 107-115. 2. Ганиев Р.Ф. Нелинейные резонансы и катастрофы. Надежность, безопасность и бесшумность. –М.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2013