![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Мысленные эксперименты традиционно связывают с физикой. Действительно, в этой науке можно найти немало замечательных образцов этого метода, особенно оживляется мысленное экспериментирование в периоды научных революций. Реже мысленные эксперименты встречаются в других науках, однако в экономической науке в последние десятилетия они получили широкое распространение. Какова их природа, в чем их ценность для научного познания? Можно ли с их помощью получать новое знание или же они служат лишь наглядными представления тех или иных проблем науки? В чем состоит отличие мысленных экспериментов в естественных и в экономической науке? Как возможно использовать результаты мысленных экспериментов в образовательном процессе? Эти вопросы поставлены в предлагаемом докладе. Но прежде, чем перейти к этим вопросам, мне хотелось бы сказать несколько слов о работах М.А. Розова. Его вышедшая еще в Новосибирске книга называлась "Проблемы эмпирического анализа научных знаний" (1997). И в этой книге, и в дальнейших его ис¬следованиях науки на основе предложенной им концепции социальных эстафет реализован подход к знанию как многообразной реальности, допускающей эмпирические методы его изучения. Эта модель позволяет выйти за рамки нормативного методологического анализа науки и увидеть в ней не только теории. В составе научных дисциплин он выделяет ряд программ: программы получения знания – методологические программы и конкретные методики исследования, а также программы конструирования теорий; программы систематизации полученных знаний – коллекторские программы; ценностные программы. Впервые понятие "мысленный эксперимент" (Gedankenexperiment) использовал датский физик Х.К. Эрстед в начале XIX в. Столетие спустя это понятие вошло в арсенал философии науки благодаря Э. Маху, который использовал его в своей "Механике", а книге "Познание и заблуждение" (1905) посвятил этому методу отдельную главу. О важной роли мысленных экспериментов писал также П. Дюгем в работе "Физическая теория, её цель и строение" (1906). Мах указал на мастеров этого метода – Галилея, Стевина, Гюйгенса, Карно, а также проанализировал его природу и возможности. Он понимал мысленный эксперимент, во-первых, как предварительное проигрывание в воображении реального эксперимента. Во-вторых, можно «изменять в мыслях обстоятельства, от которых зависит исход того или другого опыта, а всего плодотворнее непрестанное изменение, доставляющее полный обзор всех возможных случаев. Нет ни малейшего сомнения, что умственные эксперименты этого рода приводили к величайшим переворотам в нашем мышлении и открыли самые важные пути исследования». В экономическом образовании используется множество моделей, и роль моделирования весьма значительна. Однако здесь нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, во многих мысленных экспериментах оперируют не с теоретическими моделями как в микро- или макроэкономике, а с конкретными объектами. Во-вторых, если ограничиться вписыванием мысленных экспериментов в конструктивное развертывание теорий, то вопрос об их априорном значении снимается, поскольку такое развитие теории укладывается в общую гипотетико-дедуктивную схему, не претендующую на априоризм моделей. Также важно, что есть много мысленных экспериментов, которые нацелены не на конструирование новой теории, а на выявление слабых мест или несостоятельности в целом уже существующей теории. Это важно при обсуждении экономических моделей в аудитории. Следует также отметить, что хорошие мысленные эксперименты в отличие от обычных теоретических моделей и аргументов по своей структуре сходны с реальными экспериментами. Мысленный эксперимент - это прежде всего именно эксперимент, хотя и ментальный. В нем вводятся конкретные искусственные условия, изолируются нерелевантные факторы, происходит манипуляция с конкретными вещами. Мысленный эксперимент должен отличаться интерсубъективностью: его идеализации и общий дизайн должны быть ясно изложены, чтобы ситуацию мог воспроизвести и продумать любой достаточно квалифицированный человек - студент.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | Статья к конференции | Filatov_I.V._Myislennyie_eksperimentyi_2023.doc | 64,0 КБ | 27 февраля 2023 [methodology] |
2. | Приглашение на коференцию и сертификат | Forsajt_obrazovaniya.pdf | 1,5 МБ | 26 февраля 2023 [methodology] |