![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Сегодня много говорят о «конце труда», о том, что «общество труда» уходит в прошлое. Современному постиндустриальному обществу уже не требуются огромные массы работников, занятых массовым промышленным трудом. Индустриальная эпоха, на протяжении которой огромные предприятия были одними из основных институтов поддержания гендерного неравенства на рынке труда подходит к концу, по крайней мере, в наиболее развитых странах. Это отражается и на сфере занятости и характере труда женщин. Постиндустриальное общество ныне все чаще характеризуют как «общество знаний», в котором знания и информация становятся ключевым ресурсом технологического, экономического и социального развития. Конечно, труд, основанный на знании, существовал и раньше, однако «эксперты» в прежние эпохи составляли очень узкую прослойку работников-женщин. Ныне же число профессий, связанных с основанным на знаниях трудом, постоянно растет, в то время число рабочих мест, не требующих особых знаний, стремительно сокращается. Уходит в прошлое целый ряд сугубо рабочих профессий, физический труд вытесняется машинами и промышленными роботами, управляемыми компьютерами. В результате все меньше женщин заняты в сфере материального производства. По оценкам, в этой сфере в постиндустриальных странах занято не более одной десятой от общего числа женщин. Важный момент связан с изменением форм управления женским трудом в условиях нарастания сложности и наукоемкости труда. Эту проблему интересно анализирует английский институционалист Дж. Ходжсон. Он отмечает, что «современные экономические системы характеризуются важнейшей долговременной тенденцией – прогрессом знаний и нарастанием сложности социально-экономической жизни. Растущая сложность порождает как социально-экономические, так и политические проблемы. Технологический прорыв их «снять» не в состоянии». В экономическую и социальную жизнь все явственнее втор¬гается неопределенность. В сложной эволюционирующей системе с высокой интенсивно¬стью накопления и применения знаний работникам надо не просто учиться – им приходится постигать сам процесс обучения. Трудности возникают и с контролем и управлением высококвалифицированными женщинами-профессионалами. По опре¬делению, работа в организации предусматривает определенный контроль со стороны других лиц. Однако организации в экономике знания во все большей степени начинают состоять из специалистов, каждый из которых знает о своем деле больше, чем любой другой член организации. Поэтому проблема управления и контроля оказывается трудно¬разрешимой. Если работник обладает уникальными знаниями и навыками, степень эффективности контроля зависит и от компетентности контролирующего. Как организовать административную иерархию, если управляющие не будут знать, как лучше всего выполнить данную работу и даже точную цель этой работы, если в этих проблемах гораздо более компетентен сама женщина-профессионал? Освобождение женщины от старых форм индустриального труда, несомненно, дает новые возможности для её само¬реализации. Однако эти возможности состоят не в освобождении от труда как такового, но в освобождении от тягот монотонной и тяжелой физической работы для более свободной и творческой деятельности.