ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад посвящен некоторым аспектам представления о душе в древнем Риме, и ее существовании после смерти тела. При этом сам загробный мир, то есть его устройство, столь подробно описанное Вергилием и, видимо, Эннием, остаются за рамками настоящего исследования. Мы базируемся главным образом на произведениях поэтов-антикваров Вергилия и Овидия, а также на фрагментах сочинений Квинта Энния. Кроме того, мы привлекаем сравнительный материал из других религиозных систем. Мы стремимся выяснить вопрос, куда по римским верованиям отправляется душа после смерти тела. Обращает на себя внимание факт, что в наших источниках мы находим странные противоречия. Речь идет не только о том, что разные авторы противоречат друг другу – это еще вполне возможно объяснить – но один и тот же автор иногда в одном и том же, причем весьма продуманном сочинении, допускает вопиющие противоречия. Суть этих противоречий в следующем: с одной стороны, нам говорят, что душа соединена с прахом – для римлян, у которых господствовал обряд кремации, с пеплом, – и по смерти живет замурованная в могиле; с другой, – что она отправляется в иной мир, причем становится божеством, Manes. С целью выяснить природу этих противоречий мы проводим анализ терминов, обозначающих душу после смерти. А также привлекаем некоторый этнографический материал.