![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
1) Доклад на пленарном заседании на тему «Мифы мотивации и стимулирования труда как фактор профессионального самоопределения молодежи»; 2) Мастер-класс для педагогов на тему «Методы ценностно-смысловой ориентации в работе с молодежью» Пряжников Н.С. – доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова МИФЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (тезисы доклада) 1.Миф (в словарях) – это «сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях»: - миф был основой мировоззрения для первобытных людей, но в дальнейшем большую роль стали играть наука и искусство…; - в современном мире миф (иногда говорят – мифологема) часто связывают с искаженными представлениями о мире; - одновременно, мифы делают мир упорядоченным и гармоничным, но гармония может быть и обманчивой… 2.Для подростка важны примеры для подражания («герои»): - Э.Эриксон вообще писал о том, что «самая главная проблема подростков – это поиск аристократии и идеологии», где аристократы – это, по сути, элита, «лучшие люди», на которых следует равняться…; - но ведь можно и ошибиться в выборе героев, о чем тоже писал Э.Эриксон… 3. Соответственно, важно понять, на каких «героев» ориентируется современный подросток… - а есть ли вообще герои; - Б.Брехт: «народ, у которого нет героев, обречен»… 4.Социологические исследования показывают значимость для детей, подростков и их родителей материального фактора успеха: - например, выбор большинством подростков юридических и экономических профессий свидетельствует о желании «хорошо зарабатывать»; - даже, несмотря на определенную «не интересность» самих этих профессий (лишь некоторые люди готовы работать с многочисленными документами, «бумажками»…); - даже в младшем школьном возрасте дети иногда заявляют: «Мои родители зарабатывают больше, чем все ваши родители, вместе взятые» (есть реальны примеры), а значит, и для детей все это важно… 5. О значимости материального фактора карьеры в планировании говорит и массовая миграция, где главная причина - в поисках более справедливого заработка в тех странах, где за сопоставимую работу платят более высокую зарплату: - интересно, более справедливая оплата труда – это результат многолетней борьбы трудящихся за свои права (профсоюзное движение, общественное мнение, реальная оппозиция…). 6. Соответственно, ПЕРВЫЙ МИФ – отсутствие у многих молодых людей веры в то, что зарплаты станут более справедливыми: - пример опроса студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана: 90% - патриотические настроения, но более 70% хотели бы уехать на Запад… (по Е.Мюллеринен); - интересно, недавно сам В.Путин сказал, что «надо возвращать мозги», и «тем, кто уехал в западные страны и вернется, надо платить больше, чем они получают на Западе»…; - а как быть с теми, кто не уехал, т.е. остался верен совей стране и продолжил трудиться даже в сложных условиях (?)… - просто гениальное кадровое решение (!)…; - интересно, по нашим данным, от 70 до 90% подростков считают, что честно в современной России трудиться не нужно: «много не заработаешь»…; - и с такими настроениями – выбор профессии и карьерные планы… 7. Престиж страны определяется как раз тем, насколько справедливо оценивается общественно полезная работа…; - а показатель постепенного сближения доходов самых богатых и самых бедных вообще рассматривается как важнейший индикатор социального развития страны; - примечательно, что месяц назад в Швейцарии прошел референдум, на котором 68% населения проголосовали против неоправданно высоких доходов топ-менеджеров крупных компаний…; - возможно, это даже изменит швейцарскую Конституцию, где будут введены ограничения… - и такие настроения очень популярны в цивилизованных странах («скандинавская модель социализма», «канадская модель социализма» и др.). 8.Соответственно, ВТОРОЙ МИФ – уверенность многих молодых людей в России, что зарплаты топ-менеджеров вполне оправданы: - многие подростки и студенты даже не знают, сколько реально зарабатывают топ-менеджеры крупных компаний, называя суммы в 200-400 тысяч рублей…(по результатам игры «ЗПР»); - реальные доходы – от 3 до 30 млн. рублей в месяц, а у высшего руководства – сотни миллионов рублей (РФ недавно вообще вышла на первое место по числу долларовых миллиардеров); - но ведь есть примеры, когда и управленцы эффективно работали за гораздо меньшие зарплаты (например, министр в СССР получал около 550 рублей, а северный летчик – около 800 рублей, директор крупного оборонного предприятия - 400-500 рублей, а рядовой инженер – 140-250 рублей)…; - часто говорят, что топ-менеждерам платят много за то, чтобы они сохраняли тайны…; - но и рядовые сотрудники (секретари, персональные водители, личные охранники и т.п.) знают не меньше…; - хотя, все чаще высшие лица крупных держав (США, Франция…) говорят о том, что именно неоправданно высокие доходы (бонусы) топ-менеджеров – главная причина мирового экономического кризиса; - интересно, что даже В.Путин недавно говорил о «неоправданно» высоких «парашютах» при увольнении топ-менеджеров; - в основе мифа – надежда на то, что и мне повезет, т.е. важен не принцип справедливости, а зависть тем, кто «сумел устроиться» (или «присосаться к кормушкам»)… 9. ТРЕТИЙ МИФ – уверенность большинства в том, что зарплаты должны быть закрытыми, иначе в коллективах возникает склока и обиды: - в известной работе М.Мескона, Альберта и Хедоурна «Основы менеджмента», на стр. 381 говорится об обратном: это порождает домыслы, это трудно скрыть, это условие для махинаций руководства и т.п.; - что плохого, если в организации каждый месяц будет список всех сотрудников и начальства с указанием зарплат (?)…; - и пусть люди возмущаются, а начальству может и станет стыдно… 10.ЧЕТВЕРТЫЙ МИФ – уверенность в том, что большие деньги можно заработать легко: - много примеров в 90-е годы; - в современной социологии, экономике и менеджменте все чаще говорят об «игровых деньгах», которые приходят на смену «заработанным деньгам»; - в основе – биржевые спекуляции, махинации в рамках закона, даже в науке и образовании – это система грантов-кормушек…; - печально, что молодые люди вступают в жизнь с надеждой, что им удастся без особых усилий стать сказочно богатыми (ведь есть примеры для подражания и соответствующие «герои»)… 11. ПЯТЫЙ МИФ – об «экономической амнистии»: - суть: в 90-е годы немало людей нажили свои богатства нечестно (сомнительная приватизация и т.п.); - с одной стороны, простить, но тогда это – прецедент и пример для подражания новым жуликам; - с другой стороны, всех не пересажаешь…; - интересный выход: наказание быть должно, но оно должно быть больше моральным; - при этом, важно не столько персональное осуждение, сколько осуждение самого принципа несправедливости (!); - и начинать это можно еще со школы… 12. ШЕСТОЙ МИФ – в творческих профессиях надо платить не много, т.к. сам процесс труда (интересного, престижного) уже является наградой работнику: - примеры деградирующих учителей, врачей, преподавателей вузов, ученых, деятелей культуры и др.; - и среди молодежи эти профессии стали менее популярны; - а может, и потому, что сами работники творческих профессий не умеют отстаивать свои права; - а ведь они могли бы подавать пример другим, и тогда стали бы действительной элитой общества… 13. СЕДЬМОЙ МИФ – талантливый человек всегда будет зарабатывать хорошо: - много примеров, когда талантливые люди имеют нищенские зарплаты, и наоборот…; - этот миф переориентирует с самой работы на умение «устраиваться» и «выгодно себя продавать» на рынке труда (по Э.Фромму – на «рынке личностей»)… 14. ВОСЬМОЙ МИФ – уверенность в том, что тема зарплаты очень сложная и доступная только людям, имеющим серьезное экономическое образование, а значит, и размышлять об этом не стоит (пусть все решает начальство или власть): - действительно, нужно быть экономическим гением, чтобы обосновать, кому заплатить на 1 копейку больше, а кому – на 1 копейку меньше (это – «высший пилотаж» экономических расчетов); - но не нужно быть даже экономистом, чтобы возмутиться разницей доходов в десятки и сотни раз…; - для этого нужно не образование, а совесть…; - поэтому, и простые люди (не экономисты) вполне могут рассуждать о вопиющей несправедливости в оплате труда. 15. Интересно, в зарубежном менеджменте тема мифов мотивации труда становится все более популярной: - например, работа Р.Шпренгера «Мифы мотивации труда», 2004; - главное заблуждение работодателей – экономия на зарплатах сотрудников…; - много примеров, когда под общественным давлением многие топ-менеджеры отказываются от части своих сверх доходов и т.п. - 16. ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ: 1) мифы на самом деле отражают реальности современной России…, т.е. мифы ли это? - настоящие миф возникает тогда, когда у подростка формируется убежденность, что существующий порядок оплаты труда «идеальный», и другого быть не должно; - соответственно, преодоление мифа – это рассмотрение иных вариантов мотивации и стимулирования труда, а заем – на это основе – выбор наиболее совершенного варианта и размышления о путях его реализации (воплощения в жизнь); - возможно, это даже формирование новых мифов, которые также создают гармоничную картину мира, но при этом, больше отвечают интересам людей-тружеников… 2) существующая ситуация вызывает тревогу 3) надо как-то воздействовать на сознание подрастающих поколений 4) наиболее оптимальное воздействие – социальное проектирование (или – «социальное фантазирование», т.к. ситуация зашла слишком далеко…) 5) но тогда можно сказать, что надо формировать новые мифы (более социально ориентированные) 6) есть надежда, что если больше опираться на науку (экономику, социологию, политологию и психологию) в вопросах платы труда, то мы совершим переход от мифологии к научной картине мира… 7) и начинать эту работу следует еще с дошкольного возраста (роль сказок, трудового воспитания, приобщения домашнему труду, пример работающих родителей и др.). 17. САМОЕ ГЛАВНОЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ: 1) осознать это как важную проблему (не все к этому готовы), а уже потом думать о путях ее решения…; 2) быть осторожнее в таких исследованиях (на уровне дипломов и диссертаций): - могут не правильно понять; - это не очень «проходные» темы; - у меня у самого есть «горький» опыт написания одной статьи, а данное выступление – это на уровне «временной слабости» (типа, «черт попутал»). 3) на данном уровне развития психолого-педагогической науки важно проговаривать это хотя в кругу единомышленников: оттачивать аргументы, уточнять понятия, готовиться к будущим исследованиям и будущее практике…; 4) важно не переходить на персоналии (экономических негодяев), а обсуждать сам принцип более справедливой мотивации труда, и не бояться фантазировать…