![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
ПРИОРИТЕТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Пряжников Николай Сергеевич – доктор пед.н., профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова 1. Значение выделения приоритетов в практической профориентации 1) Основания для выделения приоритетов: - сами приоритеты – производные от актуальных для данного момента проблем; - также приоритеты могут быть ориентированы на профилактику проблем обозримого будущего; - это связано с готовностью прогнозировать развитие экономики и все страны (выделять разные варианты развития); - соответственно, само выделение приоритетов – на основе осознания проблем (актуальных и перспективных); 2) Приоритеты развивают способность у руководителей, ученых и практиков-профконсультантов выделять наиболее важные проблемы на данный момент и с учетом перспективы развития. 3) Приоритеты также развивают способность у специалистов мобилизовать ресурсы для решения наиболее важных проблем. 4) У клиентов (школьников, их родителей, взрослых) – развивают готовность рассматривать себя развивающимися во времени (представлять себя в будущих ситуациях): - соответственно, это предполагает формирование готовности размышлять о будущем страны (а не только «рынка труда»); - это важное условие развитие гражданской позиции и патриотизма у молодого поколения. 2. Соотношение приоритетных и традиционных направлений работы 1) Приоритеты никак не предполагают отказ от традиционных направлений работы: - приоритеты как дополнение к основной работе.. 2) Традиционные направления: 1 - Профинформация (профреклама, профпросвещение, профпропаганда); 2 - Профдиагностика (формирование готовности к самопознанию, профотбор, профподбор); 3 - Морально-эмоциональная поддержка самоопределяющейся личности (пихотерапевтическая поддержка в ситуации отчаяния, пессимизма и т.п.); 4 - Помощь в конкретных выборах (в принятии решения); 5 - Помощь в планировании перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития. 3) Каждое направление – на разных уровнях помощи: 1 - Решение проблем «вместо» клиента; 2 - Решение проблем совместно с клиентом (в режиме диалога, сотрудничества); 3 - Формирование у клиента готовности решать свои проблемы самостоятельно и осознанно (формирование полноценного субъекта самоопределения). 3. Основные приоритеты: 1) Помощь личности в конкретных выборах и трудоустройстве: 1 - Вечно «приоритетная» проблема; 2 - Есть специальные методики (схема альтернативного выбора и др.), важно – научить клиента самим эти методики использовать; 3 - Трудоустройство связано с «примитивным российским рынком труда» (когда все пущено «на самотек»)…; 4 - Профконсультант могут помочь лишь отдельным клиентам; 5 - Но профконсультанты могут также аргументировано и деликатно «просвещать» и «побуждать» власть создавать новые рабочие места (на конференциях, совещаниях…). 2) Формирование готовности к самоопределению в меняющихся социально-экономических условиях: 1 - Ситуация в стране пока стабильная, но есть перспективы ее изменения…; 2 - Это могут быть очень позитивные изменения, но могут быть и изменения худшему: - например, цены на нефть и газ резко опустятся или их опустят наши «геополитические друзья»…; 3 - Важно не только помогать в конкретных выборах, но и развивать у клиентов умение ориентироваться в разных ситуациях: - по принципу: «не только накормить рыбой, но и научить самих эту рыбу ловить»); 4 - Вопрос: готовы ли нынешние молодые люди к возможным изменениям на рынке труда (и в стране в целом)? 5 - Важно помнить, что самоопределяется человек не только в «мире профессий», и даже не только на «рынке труда», а в пространстве социума…; 6 - Другой вопрос: к каким изменениям люди больше готовы, к позитивным или к негативным? - …; 7 - Важное средство (метод) подготовки к самоопределению в меняющихся условиях – обсуждение возможных ситуаций: - ситуации как специально разработанные учебные задачи для совместного осмысления; - с воображаемыми «героями» и их ориентировкой в иных условиях. 2а) Основания для оптимистического взгляда на развитие российского общества и российской экономики – примеры сфер, где не нужны большие вложения, а отдача – через 1-3 года: 1 - Нефть и газ (перераспределение доходов в бюджет, сокращение бонусов топ-менеджеров); 2 - Понижение цен на бензин и дизтопливо (на внутреннем рынке); 3 - Развитие рыбного хозяйства: - особенно, пресноводных рыб (наиболее востребованных на рынке); - развитие личной заинтересованности местных жителей – вместо тотального браконьерства…; 4 - Строительство нефтеперерабатывающих предприятий: - мы пока продаем сырую нефть; - закономерность: более качественная нефть – меньше поломок техники…; - здесь можно поучиться у белорусов…; 5 - Развитие сельского хозяйства: - у нас – самый богатый в мире чернозем; - важно грамотно подбирать сорта; - важно развивать систему госзакупок; - каждый фермер через 1-2 года должен стать миллионером…; 6 - Развитие лесного хозяйства: - у нас - самые богатые запасы леса; - строительство лесоперерабатывающих предприятий…; - пример: 2 м2 мореного (обработанного) дуба равно стоимости нового 600-го «Меорседеса». 7 - Строительство дорог: -в огромной стране это важнейшее условие эффективной экономики; - пример США времен Т.Рузвельта; 8 - Развитие экономичного водного транспорта (пока, реки – пустые…); 9 - Перераспределение трудовых ресурсов по всем регионам страны: - пока – все в Москву!…; - создание для рядовых работников привлекательных условий; - например, газосварщик в Сибири и на Крайнем Севере должен зарабатывать в 3-5 раз больше топ-менеджера, как это было в СССР…; 10 - Более грамотная миграционная политика; 11 - Более рациональное использование труда пожилых людей и т.п. 2б) И все это можно (и нужно) обсуждать со школьниками: - это основа для формирования социального оптимизма; - особенно, на фоне тотального неверия молодежи в позитивное развитие страны…; - это как стимул к созиданию, к преобразованию…; - но в основе – образование (как средство формирование готовности к созиданию). 3) Формирование готовности к разумному компромиссу на пути к успеху. Идеал профессионального и личностного самоопределения: 1 – За успех «надо платить» или «расплачиваться»; 2 – Примеры таких «расплат»: - время; - здоровье; - отношения (любое карьерное достижение вызывает зависть); - отказ от творчества; - необходимость терпеть «негодяев» и «придурков», чтобы не нажить себе врагов на пути успеху… 3 – Отличие разумного компромисса от сделки с совестью: - сделка с совестью – это отказ от самого важного (идеалов, принципов, святынь…) ради получения блага…; - компромисс – это искусство уступать во многом, но в малом; - чтобы отличить «большое» от «малого» – система, иерархия ценностей; - формирование иерархии – забота и психологов, и учителей, и родителей, и самого школьника; 4 – Все это – на совместном обсуждении примеров (как специально разработанных задач-ситуаций); 5 – Идеал профессионального и личностного самоопределения - «успех, но при сохраненной совести»: - быть может, в перспективе, дети и внуки будут спрашивать своих родителей: «Папенька, а откуда у тебя такие большие деньги? Ты их честно заработал?»…; - может, с этого момента, и страны у нас станет другая? - хотя, можно представить, как разъяренный «папенька» (спонсор) придет в школу и будет орать: «Чему Вы учите детей в школе?»… 4) Формирование «морально-волевого тыла» самоопределяющейся личности: 1 – «Тыл» как важнейшее условие достижение успеха (примеры из военной истории); 2 – Примеры «тылов», применительно к карьере: - хорошая, культурная семья; - богатая семья; - развитые качества и способности школьника (память, внимание, мышление…); - внешние данные; - отличное здоровье и др. 3 – Самый важный «тыл» - воля! 4 –Образ волевого человека: - образ «супермена» - это, скорее карикатура; - настоящие волевые люди – готовы держать удар…; - в современном обществе самое страшное – это остракизм референтной группы («тусовки»); - в итоге, многие талантливые люди боятся сделать карьерный шаг (а вдруг «тусовка» осудит или засмеет…); 5 – Для подростков тема воли наиболее болезненная; 6 – Возможные методы: - карточные игровые консультационные методики, где воля, самообладание и проверяется, и формируется («Человек-судьба-черт» и «Страшный Суд»); - дискуссии; - обсуждение задач-ситуаций (специально разработанных)… 5) Формирование готовности к реализации и построению карьерных «шансовых ситуации»: 1 – «Шансовая ситуация» – это благоприятное стечение внешних и внутренних условий для карьеры (или для карьерного шага); 2 – Проблема: «шансовые ситуации» возникают у всех людей, но все этим пользуются… 3 – Вопрос: Почему? – Возможные причины: - неготовность опознать «шансовую ситуацию» - соответственно, обучать этому (через рассмотрение задач-ситуаций); - неготовность правильно действовать в «шансовой ситуации» - соответственно, обучать этому(на тренингах, в консультациях, через пособия…); - главная причина – страх сделать решительный карьерный шаг – соответственно, воодушевлять клиентов на реальны действия.; 4 – Еще лучше, не только использовать «шансовую ситуацию» (идти на поводу у случая), но и формировать такие ситуации (быть хозяином своей жизни)… 6) Формирование готовности рассматривать свою карьеру в контексте глобальных социально-экономических и культурно-исторических процессов: 1 – Это готовность быть сопричастным важнейшим событиям своей эпохи; 2 – Пример начала 60-х гг. прошлого века: - полет Ю.А.Гагарина; - общежитие рыбзавода…; - когда люди узнали, танцевали, смеялись, плакали и говорили: «мы тоже в этом участвовали, это и наша победа»…; - хотя, какое отношение имеет рыбное хозяйство к космосу? - видимо, для кого-то есть связь (!). 3 –Пропаганда СССР сумела внушить населению: - что великие свершения (полет Ю.А.Гагарина, Победа в Великой Отечественной войне и др.) – это заслуга всего народа; - и не важно, по какой профессии и в какой должности человек работает… 4 – На этой основе – чувство значимости своей жизни (и главного дела жизни – профессионального труда); 5 - Проблема: если нынешняя власть не способна формировать чувство сопричастности к важным историческим делам (а есть ли они сейчас?), то, что же делать простому самоопределяющемуся человеку (?): - самому учиться мыслить глобально; - уметь видеть даже свой скромный труд в контексте исторического процесса; 6 - Об этом писал и Г.Селье, как о верном средстве против «дистресса» и как о «формуле счастья»: - «Выберите себе одну из великих доступных Вам целей и упорно следуйте к ней, не растрачивая свои силы по пустякам»… 7 – Но у человека всегда есть выбор: - он, может, ограничиться лишь своими мелкими интересами; - и тогда смысл его жизни – личное благополучие и благополучие своих близких (а на все остальное – наплевать); - например, если в России плохо, то лучше вообще отсюда вовремя уехать…; - но это уже другое счастье… 4. Мы не настаиваем именно на выделенных выше приоритетах: 1) Мы готовы к дискуссии и выделению иных приоритетов; 2) Можно выделять более конкретные приоритеты: - для каждой образовательно-возрастной группы самоопределяющихся людей; - для каждого социального института, участвующего в профориентационной работе (семьи, школы, организаций, психологических центров, власти…); - для каждого региона и т.п. 3) Главное - не игнорировать эту проблему! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!