![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Пряжников Н.С. - доктор.пед.н., профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ ПО РАЗНЫМ ПРОФЕССИЯМ КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 1.Важность вопроса: 1) Это одно из оснований для профотбора (особенно, на операторские профессии); 2) Современные подростки стали менее здоровыми (данные военкоматов, рост потребления пива, курение и т.п.), даже на фоне интереса молодежи к культуризму и единоборствам…; 3) К сожалению, новая техника часто выходит на рынки, будучи не доведенной до оптимальных медико-гигиенических требований: - например, многие компьютерные программы раздражают своей излишней сложностью (страдает психическое здоровье); - другой пример: рабочие сиденья иногда чересчур комфортны и это «не эргономично», т.к нужен оптимум комфортности (страдает двигательная система, система кровообращения) и т.п… 4) Сами медико-гигиенические нормативы нуждаются в совершенствовании , а то, и в новой разработке… 2.Практическая работа с подростками показывает следующие их представления о медицинских требованиях профессий: 1) Данные мы получили: - по карточно-бланковой методике «Медоворот» (школьники соотносят профессии с возможными профессиональными заболеваниями); - в игровом упражнении «Ловушки-капканчики» (рассматриваются заболевания как возможные «преграды» на пути профессиональных целей); - по карточным консультационным методикам типа «профессьянс» (рассматриваются разные особенности профессий в соотношении с качествами человека, включая и характеристики здоровья); - по дискуссионной методике «Заработная плата работников» (рассматриваются профвредности как одно из возможных оснований для льгот и надбавок работнику) и др . 2)Тема профпригодности по медицинским показателям не является для большинства интересной; 3) Часто представления о медицинских противопоказаниях наивны и не точны. 3.Часто школьники видят примеры старших (учителей, родителей), которые работают на пределе своих физических и психических возможностей: 1) Полное безобразие с нормативами нагрузок для учителей школ и преподавателей вузов: - увеличилась аудиторная нагрузка; - много бюрократизации (непродуманные планы, отчеты, двойная отчетность на компьютере…) - отвратительный менеджмент в образовании, да еще на фоне сомнительных реформ; - много бестолковых мероприятий и совещаний (только мало стало собраний трудовых коллективов); 2) Научно необоснованные нагрузки на психологов в системе образования: - например, не учитывается расход нервных затрат в работе с разными аудиториями, при использовании разных форм и методов работы…; 3) Особо травмирующим фактором является несправедливость в оплате труда: - дифференциация на основе личных симпатий; - запутанная и научно не обоснованная система надбавок (главное обоснование – «почти как на Западе»)… - сильная дифференциация доходов администрации и рядовых преподавателей (пример: годовой доход одного из ректоров СПб вуза по налоговой декларации 2012 г.– около 71 млн. рублей – даже В.Путин заинтересовался…). 4) Во многих организациях поощряется «трудоголизм»: - работа до полуночи (даже столовые иногда работают до 22.00); - нездоровая карьерная конкуренция (много склок и имитации активности, чем реальной конструктивности); - нередко старательность работника не вознаграждается, а рассматривается как «отработка зарплаты» (или незначительных надбавок); - еще большая дифференциация доходов топ-менеждеров и рядовых работников в организациях (даже в мелких)…; - мы считаем, что именно это больше всего травмирует работников и отражается на здоровье и продолжительности жизни (но это – наше предположение)… 5) И все это на глазах детей и подростков: - как повод для размышлений, сомнений и отчаяния…; - а для кого-то и как повод для подражания (по схеме – «самому не быть лохом»); - это порождает особую «мифологию» мотивации и стимулирования труда как фактор профессионального самоопределения; - это тема моих докладов на некоторых конференциях. 6) Особая ситуация возникает у подростков с ограниченными физическими возможностями: - как известно, самооценка у многих – завышенная; - но реально с подростками-инвалидами работают и врачи, и воспитатели, и родители (пытаются готовять их к адекватным выборам); - наша позиция: часто мы недооцениваем реальный потенциал подростков-инвалидов…; - главное: поменьше имитировать любовь и заботу, а побольше готовить их к реальной жизни, учитывая как их недостатки, так и особые возможности; - и больше внимания уделять развитию волевой сферы (как главного условия карьерной успешности); - кстати, одна из закономерностей в инженерной психологии: по мере развития техники, она становится все более доступной даже для неподготовленных пользователей, включая и инвалидов… 3.Возникают особые психолого-педагогические проблемы: 1) Как снизить травмирующее воздействие негативных примеров работы старших «на пределе своих сил»? – Варианты: - делать вид, что по большинству профессий проблемы не существует (все люди – профпригодны и никаких профвредностей нет); - обращать внимание лишь на традиционные противопоказания (и не рассматривать травмирующее влияние несправедливости вознаграждения за сложный труд); - вырабатывать навыки саморегуляции (чтобы меньше переживать по поводу безобразия с охраной здоровья во многих организациях); - укреплять здоровье (чтобы работать дольше и производительнее, даже в условиях слабой заботы начальства о здоровье подчиненных)… 2) Как оптимизировать профпросвещение по медицинским противопоказаниям выбираемых профессий? – Варианты и прдложения: - необходимо развивать профессиоведение (профессиогарфирование); - учитывать и моральные факторы труда (несправедливость в оплате труда, бездарный менеджмент, бюрократизация и т.п.); - учитывать возможные позитивные изменения (наведение порядка в стране и в сфере труда)… 3) Как стимулировать молодых людей к более здоровому образу жизни (как основе карьерного успеха и удовлетворенности жизни)? – Варианты и предложения: - нужны убедительные примеры известных людей, ведущих здоровый образ жизни; - нужно декоммерциализировать многие сферы организации досуга для молодежи (спортивные клубы, секции и т.п.); - нужно резко повысить зарплаты тренеров (как в школах Америки); - нужны альтернативы существующим вариантам престижной жизни…; - это забота не только психологов… - но психологи могут предлагать новые идеи, обсуждать их в аудиториях и на своем уровне показывать примеры «иного счастья»; - главный вопрос: готовы ли психологи к этому (???). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!