![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Нормативно-правовая основа профориентации Пряжников Николай Сергеевич – доктор пед.н., профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова 1. Важные вопросы: 1) А для чего вообще нужна нормативно-правовая база? 2) В какой степени существующая нормативно-правовая база отвечает ожиданиям общества, ученым и практикам, работающим в области профессионального самоопределения, власти и самоопределяющихся людей? 3) Как происходит разработка и подготовка нормативно-правовых актов, и на каком этапе находится проработка профориентационных документов в настоящее время? 4) Возможна ли ситуация, когда существующая нормативно-правовая база не соответствует сложившимся реалиям: отстает от развития общества (и рынка труда) или опережает это развитие? 5) Что делать в случае такого несоответствия конкретным профконсультантам и руководителям тех учреждений, где ведется профориентационная работа? 2.Существующая нормативно-правовая база – разные уровни нормативно-правовых документов: 1) Международные документы: 1 - Всеобщая декларация прав человека Ст.23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. К сожалению, все это лишь декларативно, и далеко от реальности… 2 - Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г., Нью-Йорк). Ст.28, п.1: – гарантируется право на образование (включая и «доступность высшего образования»)… Ст.29, п.1а: гарантируется «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» Но нет специальной статьи о подготовке ребенка к профессиональному самоопределению 3 - Документы МОТ (Международной организации труда): - о международном разделении труда и трудовой миграции; - об охране труда… Но нет почти ничего о самоопределении школьников. 2) Российские (основные) законы: 1 - Конституция РФ (основной закон от 1993 г.): Статья 37: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Но свобода самоопределения гарантируется, но если человек не готов действовать в условиях свободы, то это - фикция.., а подготовка – это система профориентации, которой нет. Статья 44 : 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Сомнение: - В какой степени может творчески относиться к своей работе сам профконсультант, если он не согласен с нормативно-правовыми документами, определяющими его работу?... 2 - Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ): - больше об охране труда, гарантиях, социальном партнерстве и т.п.; Но не о профессиональном самоопределении… 3) Нормативно-правовые акты федерального уровня: 1 - Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации Настоящее постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 октября 1996 года № 1186. Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от «27» сентября 1996г. № 1. 2 - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002), и результатам 2-ого Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002). 3 - Совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 27 августа 2013 г. № 390/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи» 4) Нормативно-правовые акты регионального уровня…. Мы просмотрели документы Москвы и Московской области, Республики Саха-Якутия, Кемеровской области, Курской области… 5) Нормативно-правовые акты на уровне конкретного учреждения. Мы просмотрели документы нескольких московских и региональных центров профориентации (как государственных, так и частных), а также – документы по нескольким конкретным школам… 6) Зарубежные нормативные акты: Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. Утверждено Постановление Министерства труда Республики Беларусь, Министерства Экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь 29 марта 2001г. №32/66/22/91 2.Общая характеристика существующей нормативно-правовой основы профориентации 1) Положительные моменты: - Легализация профориентационной работы - Общие ориентиры в работе; - Соотнесенность с реальной ситуацией в своих регионах и городах, т.к. документы многократно согласованы. 2) Недостатки: 1 - К сожалению, нет четкой цели; 2 - Путанные основные направления работы: - часто выделяются такие направления как «профотбор», «профподбор», «профадаптация» (что для школьников и подростков «странновато-рановато»…); - например, Е.А.Климов говорил: «…окончательная профпригодность формируется в самом труде», «профпригодность – это вегда взаимное соответствие человека и его работы». «профконсультация по сути своей ориентирована на будущее»… 3 – Соответственно, нет и четких критериев оценки эффективности; 4 - Главный недостаток: - нет указания на систему профориентационной работы; - нет указания на включенность этой системы в систему управления человеческими ресурсами (как на уровне страны, так и на уровне регионов): Хотя, прообраз такой системы был в СССР и в других странах (например, во Франции…); Печальный пример: - попытка весной и летом 2012 г. выйти на самого В.В.Путина с предложениями о создании системы профориентации…; Высшая власть пока не рассматривает вопрос развития и оптимального использования человеческого ресурса как приоритетный; Хотя, именно человеческий ресурс – важнейший фактор, обеспечивающий конкурентные преимущества любой системе. 3.Размышления по совершенствованию нормативно-правовой базы: 1) Ориентация на системность работы предполагает общую цель: 1 – Сформулировать цель системы управления человеческими ресурсами… 2 - На ее основе – уточненная цель профориентации (включая школьную профориентацию); 3 - На основе цели – направления работы; 4 - По каждому направлению – задачи и подзадачи; 5 - По каждой задаче – параметры и показатели ее выполнения; 6 – И, лишь, на этой основе – критерии эффективности; 7 - Далее – по критериям – средства оценки эффективности и методы практической работы (по улучшению этих параметров)… 8 – Желательно, все это (направления, задачи, параметры…) разработать применительно ко всем социальным институтам, включенным в профориентационную работу. 2) Ориентация на комплексность профориентацинной работы: 1 - Выделение основных направлений – мои предложения: - профинформацию; - профдиагностику; - морально-эмоциональную поддержку; - помощь в принятии решения (в конкретных выборах); - помощь в планировании профессиональных и жизненных перспектив. 2 – Выделение разных уровней помощи (по каждому направлению) – мои предложения: - решение проблем вместо клиента (как вынужденная мера); - решение проблем совместно с клиентом (в режиме диалога, сотрудничества, взаимодействия); - формирование готовности решать свои проблемы самостоятельно и осознанно (формирование субъекта профессионального самоопределения). 3) Важно также выделить основные приоритеты профориентационной работы на данный момент: - при этом, все основные направления сохраняются; - но по приоритетным направлениям – больше внимания и усилий. 4) Также должны оговариваться: 1 - Условия эффективной профориентационной работы по разным направлениям и с разными образовательно-возрастными группами населения (принцип преемственности). 2 – Условия и средства организации взаимодействия разных социальных инсттутов,включенных в профориентационную работу. 5) И все это – закрепляется в нормативных документах: - чего пока нет… 4. Попытка осознания уровня готовности специалистов по профориентации к разработке новой нормативно-правовой базы: 1) Законы проходят следующие этапы разработки и внедрения: 1 - Заказ практики (реальные проблемы, которые нужно решать по-новому); 2 - Осознание этого заказа (проблем) специалистами; 3 - Проговаривание проблем в среде специалистов; 4 - Проговаривание проблем на уровне общественного обсуждения; 5 - Подготовка проектов для законодательных органов и власти; 6 - Обсуждение и корректировка на уровне властных структур; 7 - Возможно, отработка нового закона на различных «экспериментальных площадках» (проблема легализации таких экспериментов); 8 - Принятие закона; 9 - Внедрение закона; 10- Корректировка (доработка) закона. 2) Сейчас (с учетом существующих реалий) – этап проговаривания на уровне специалистов – 3-й этап… 3) Соответственно, важно активизировать эту работу (через дискуссии, исследования…); 4) Важно не торопиться, т.к. наплодить новых «старых» документов можно быстро, но что с ними делать (???). 5. Варианты компенсации отсутствия реально действующей системы профориентационной работы (и соответствующей нормативно-правовой базы). 1) Быть реалистом: - эффективно (по «максимуму») использовать имеющуюся нормативно-правовую базу; - не нервировать излишней критикой высокое начальство и авторитетных ученых (общающихся с высоким начальством)… 2) Искать способы корректно-уважительного и убедительного «психологического» просвещения власти: - стремиться к развитию деловых взаимоотношений с влиятельными людьми (работать «на позитиве»); - знакомить высокое начальство с передовыми методами профориентационой работы в развитых странах (соответственно, самим изучать такой опыт); - знакомить высокое начальство с передовым российским опытом (соответственно, изучать и его)… 3) Самим выстраивать систему целей, направлений, задач, параметров и критериев эффективности - на этой основе: - проговаривать это в среде специалистов; - экспериментировать на практике; - и уже на этой основе – предложения власти… 4) Проблема: если эти цели вступят в рассогласование с официальной позицией? - возможна и параллельная работа (одновременно ориентироваться и на официальные показатели эффективности и на свою профессиональную совесть); - это нормально, т.к. работа основана не только на праве, но и на морали и на нравственности (профессиональной совести)… 5) Предложения по подготовке профконсультантов - помимо традиционного содержания: - формирование готовности эффективно решать профориентационные задачи даже при взаимодействии с психологически и морально недоразвитыми управленцами; - формирование готовности к компенсации недостатков нормативно-правовой базы (уметь самим ее «достараивать» и применять в конкретных условиях своей работы); - все это – на основе создания условий для развития профессиональной совести профконсультантов; - другая важная основа – понимание каждым профконсультантом своей работы как важной культурной «миссии» (приобщение самоопределяющейся личности к национальной и общемировой культуре)… Спасибо за внимание!