![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Как известно, К.Д.Ушинский в период 1860-1862 гг. был главным редактором Журнала Министерства Народного Просвещения. Этот журнал был учрежден в 1803 году. В журнале освещались документы Министерства народного просвещения, а также главы учебников для учащихся по различным предметам и статьи педагогов по актуальным на то время вопросам обучения и воспитания. 60-е годы истории Российского государства характеризуются окончанием Крымской войны и подготовкой крестьянских реформ Александра II. 19 февраля 1861 года был обнародован Манифест об отмене крепостного права. В этот период были проведены также финансовая реформа, реформа образования, государственного управления, земская, городская, судебная, военная реформы. Реформы помогли встать стране на капиталистический и промышленный путь развития, наметился процесс демократизации общества. Вместе с тем, к началу работы в журнале К.Д. Ушинский имел опыт преподавания камеральных наук (1846-1849), словесности (1854) и сотрудничества с журналами «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855), редактировал газету «Ярославские губернские ведомости» (1848). Также ему принадлежали такие работы, как: «Лекции в Ярославском лицее» (1847), «О народности в общественном воспитании» (1856), «Три элемента школы» (1857), «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858), «Письма о воспитании наследника русского престола» (1859) и др. Т.е. у К.Д.Ушинского к моменту начала работы главным редактором «Журнала Министерства народного просвещения» уже сложилась авторская педагогическая концепция, что немаловажно в данной работе. И педагогические идеи К.Д. Ушинского во многом отвечали духу своего времени. Вступая в должность, он не только сохранил основные направления деятельности журнала, но и внес новые идеи в издательскую педагогическую концепцию журнала. При главном редакторе К.Д. Ушинском Журнал Министерства народного просвещения стал педагогическим журналом, весьма отзывчивым к новым идеям в области теории и практики образования. Этому объективно способствовали изменения в государственной политике в области образования Российской империи к 3-й четверти XIX века. Эти явления также отразились в публикациях Журнала. Так в Журнале появились новые рубрики. Т.о. Журнал при главном редакторе К.Д.Ушинском не только отражал состояние системы образования России 60-х годов XIX века, но и, благодаря творческой редакторской деятельности К.Д.Ушинского, имел возможность оказать влияние на развитие педагогики и образования конца XIX-начала XX века. В этом подходе реализовывались важнейшие функции педагогической науки (описательная, объяснительная и прогностическая). В это время в обществе активно стало развиваться новое для того времени социально-культурное явление – народничество. К.Д. Ушинский также активно публиковал свои труды в Журнале Министерства народного просвещения, например, материалы к учебным курсам, преподаваемым в школе конца XIX века. К.Д.Ушинский приобрел ценный опыт, работая в Издательстве журнала, который реализовался в новых его трудах: «Человек как предмет воспитания» (1867, 1869), «Педагогическая антропология» (1870) и др. Издательство журнала «Народное образование» продолжает педагогические традиции, заложенные К.Д.Ушинским, своей деятельностью способствует сохранению его научно-педагогического наследия.