ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Историография Вифанской обители (осн. в 1783 г.) парадоксальна, как и сам объект исследования. Обладая всеми предпосылками к включению в магистральную линию истории русского искусства XVIII в., этот памятник долгое время оставался «невидимым» для знатоков и искусствоведов. Когда же эта ситуация изменилась, исчезнувший Преображенский собор обители «заслонил» собой семинарский замок (1797 г.), сохранившийся по сей день в почти неизменном виде. На протяжении всего времени существования, начиная с момента основания и заканчивая частичным уничтожением в 1930-е гг., подмосковная Вифания удостаивалась противоречивых отзывов: восторженное преклонение сосуществовало с глухим неодобрением, архитектурные подражания – с пародиями. Единомышленников Платон обрел не среди вифанских насельников, но в поколении романтиков, а позднее, на рубеже XIX–XX вв. в среде ученого духовенства. К числу последних принадлежал историк церкви о. Андрей Беляев, который в начале 1910-х гг. следует еще не сформулированному методу «сад как текст» и реконструирует Вифанию как синтетический ансамбль и особую культурную среду. Фактически он является первым и единственным исследователем образа замка в составе вифанского ансамбля. Размышления Беляева об интенциях заказчика и механизмах воздействия архитектуры на личность по-прежнему актуальны. Доклад посвящен А.А. Беляеву, как автору оригинальной концепции Вифании и культурологу, неизвестному в контексте истории русской архитектуры XVIII в.