ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Крепость, как тема, присутствовала в русской архитектуре еще в елизаветинскую эпоху, но широкое распространение получила, став востребованной в заказах Екатерины II и ее окружения в 1770 – 17780-е годы. В этот период образ крепости претерпевает коренную трансформацию: вкусы русских заказчиков переориентируются на иные образцы, что приводит к смене стилевых предпочтений и самих принципов формообразования, а также появлению новых типов зданий. В то же время этот художественный импульс оказывается поддержан новым поколением русских архитекторов, усовершенствовавших свое мастерство в Европе. Все эти типологические и формальные новшества явились результатом влияний, которые могли выражаться по-разному: как аналогия и оммаж, как компиляция зарубежных архитектурных проектов, ставших известными в России, или же как заимствование отдельных идей. От архитектора зависело более или менее творчески скомпоновать эти формы в своем проекте или же встать вровень с европейскими архитектурными воплощениями образа крепости и вести «свою игру» – хотя бы и по заимствованным «правилам» изображения подобных сооружений. Знакомство с ними проходило разными путями: некоторые траектории удается проследить от реципиента к прототипу и даже предположить личность агента, относительно других можно лишь констатировать чрезвычайное сходство и хронологическую близость. Доклад освещает проблему параллелей и заимствований архитектурных изображений крепостей екатерининского времени в контексте европейских памятников XVIII века.