![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Последние 10-15 лет экономисты разных направлений, включая и представителей мейнстрима, выражают серьезное беспокойство о состоянии экономической мысли. Иногда нынешнее ее состояние называют кризисом экономической теории. Сегодня очевидным является то, что последние десятилетия весь мир стремительно изменяется. Развитые в экономическом отношении страны сталкиваются с процессами и явлениями, совокупность которых называют постиндустриальным развитием, которые существующая неоклассическая теория не может объяснить. Бывшие социалистические страны, вступившие на путь рыночной трансформации, являют собой пример социально-экономических изменений, примеров которых не имела прежняя история и которые не могла ни отразить, ни объяснить ни одна из существующих на сегодня экономических теоретических парадигм. Развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, Океании дают такое многообразие примеров социально-экономических, политических и социо-культурных преобразований, распада старых форм и возникновения новых, к объяснению которых экономическая теория, и в особенности неоклассический мейнстрим, оказывается совершенно не готова. Наконец процессы, протекающие в мире в целом, называемые сегодня не очень еще понятным словом «глобализация», ставят перед экономической наукой новые вопросы, для ответа на которые сама экономическая теория, и прежде всего ее мейнстрим, должна серьезно преобразоваться. Идея «реконструкции экономической теории», возникшая еще в 1970-80-е годы получила на рубеже тысячелетий мощный дополнительный импульс. Рассматривать истоки и причины возникновения институционализма – впрочем, как и любой теоретической системы, особенно в сфере общественных и экономических наук, вполне правомерно и следует учитывать ряд обстоятельств: во-первых, общественно-экономическую ситуацию в данный момент; во-вторых, теоретические концепции, существующие в данный момент, которые обычно служат научной основой объяснения общественно-экономических феноменов данного общества; в-третьих, отношение возникающей теоретической парадигмы к первому и второму.