ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В середине XIX века в связи с кризисом классического томизма, распространением в науке новейшего времени идей исторического развития и эволюции, а также принципов историко-критического метода на изучение Библии, становлением научного изучения религии возникла «теория догматического развития», автором которой стал Джон Генри Ньюмен (1801-1890). Мыслитель был известным англиканским теологом, но перешел в католицизм, обоснованию чего послужила его работа «Эссе о развитии христианского вероучения» (An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1845) [1], где впервые была систематически изложена эта теория. Ньюмен в своих построениях априорно исходит из того, что существо христианского откровения (revelation) заключается (consists) в проявлении (manifestation) «Незримого Божественного Могущества (Invisible Divine Power)» [1, 86]; христианство, рассматриваемое как идея (idea of Christianity), имеет «небесное происхождение (originally given to us from heaven, being from heaven)» [1, 93]. Поэтому формирование «христианской идеи» мыслится Ньюменом как «… развитие, предусмотренное в Божественном Плане (development contemplated in the Divine Scheme)» [1, 93]. Т.е. развитие определено самим фактом «откровения». Интерпретация теологом христианства как «развивающейся идеи» служит ему обоснованием католического вероучения как аутентичного развития первоначальной «христианской идеи». Различие между восточным и западным христианством теолог вполне сознательно игнорирует, что ему позволяет на основании «теории догматического развития» обобщить следующее : «… современный католицизм есть не что иное, как … естественное и необходимое развитие (the natural and necessary development) вероучения ранней церкви, <…> [поэтому] ее [римо-католической церкви] божественный авторитет содержит в себе (included) божественность христианства» [1, р. 169]. Идея «развития» (development) в теологическом смысле понимается по аналогии со вполне светским процессом выражения отдельных частных «аспектов» (the aspects) общей «идеи» (an idea) в определенной «последовательности и форме» (consistency and form) [1, р.38]. Как видим, данная теория, основана на религиозной интерпретации гегелевского учения о развитии «абсолютной идеи» . Таким образом, откровение понимается как развивающаяся христианская «идея», проходящая определенные стадии в своем становлении. На становление научного религиоведения оказала значительное влияние идея кардинала Ньюмена об имплицитной и эксплицитной формах какого-либо религиозного учения. Так сам теолог считал, что из-за особенностей логико-познавательной деятельности человека учение развивается от имплицитной формы к эксплицитной форме [1, р. 336], а в более поздних работах говорит о «непроявленном восприятии христианства» (implicit process to a reception of Christianity) и его «проявленном виде» (explicit form) [2, р. 261]. Другими словами, «… внутренняя идея божественной истины (the inward idea of divine truth) … благодаря деятельности наших мыслительных способностей переходит к существованию в проявленном виде (passes into explicit form by the activity of our reflective powers)…» [2, р. 320], поскольку «идея» в своем развитии в проявленной форме (explicit form) раскрывает то, «… что уже существовало в ней в непроявленной форме внутри нее (of what was already latent within it)» [2, р. 321]; т.е. принципы «знания» «… включают в себя как имплицитное восприятие, так эксплицитное формулирование (admit both of implicit reception and explicit statement)» [2, р. 327]. Теолог признает, что некоторые элементы христианского учения, в частности, учение о «первородном грехе», состоялись в начале в неявном (имплицитном) виде (a doctrine held implicitly), а затем получили свое полное развитие [1, р.127]. Объяснение такому движению от «неявного к явному» он находит в том, что «… великие идеи и самые прекрасные истины (the highest and most wonderful truths), хотя сообщены миру (communicated to the world) … святыми учителями (by inspired teachers), <…>, однако, требуют большего времени и более глубокой мысли для их полного уяснения (have required only the longer time and deeper thought for their full elucidation)» [1, рр. 29-30]. Идеи кардинала Дж. Ньюмена послужили базой для последующих исследований в области догматического развития, особенно в XX в., и оказались востребованными официальным учением римско-католической церкви. В частности, в документах II Ватиканского Собора утверждается, что «… Предание Апостолов развивается в Церкви <…>; ибо растет понимание как вещей, так и переданных слов, понимание либо через созерцание и исследование верующими...» [3, с. 7]; «Богословское исследование должно одновременно преследовать глубокое познание истины откровения…» [4, с. 65]. Важно отметить, что работа Ньюмена служит обоснованию появления новых догматов в католицизме, например, о вероучительной непогрешимости римского папы и др. Таким образом, эта теория представляет собой попытку модернизировать христианство, в частности, ввести принципы историзма и эволюционизма, сформулированные и разработанные в философских учениях, в католическое богословие и вообще в христианское богословие. Такое свободное использование философских идей в теологии обогатило научное исследование религии и способствовало становлению религиоведения в ХIХ веке. Список литературы: 1. Newman J.H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. 14-th impression. London [a. o.]: Longmans, Green, and Co, 1909. 2. Newman J.H. Fifteen Sermons Preached before the University of Oxford between A.D. 1826 and 1843. London [a. o.]: Longmans, Green, and Co, 1909. 3. Документы II Ватиканского собора. Догматическая конституция «О Божественном Откровении». – [Рим], 1967. – 22 с. 4. Документы II Ватиканского собора. Пастырская конституция «Радость и надежда»: О церкви в современном мире. – [Рим], 1967. – 102 с.