ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе освещается нынешнее состояние проблемы беженцев. Представляются результаты анализа различных подходов в проведении миграционной политики при приёме большого количества молодых людей в регионе, население которого является одним из наиболее пожилых в мире. Цель исследования - проанализировать государственное регулирование данных процессов и вычленить наиболее приемлемые компоненты политики принятия, адаптации и интеграции беженцев, т. е. соответствующие интересам как беженцев, так и принимающих обществ. Новизна исследования заключается в переосмыслении стратегии принятия беженцев, в конечном счёте, определяющей экономические и политических издержки, влияние на социальный капитал общества и перспективы использования человеческого капитала бе- женцев. В современных условиях человеческий капитал превратился в интенсивный фактор развития. Формируется и совершенствуется парадигма ведущих стран мира, ориентированная на принятие представителей профессионалов, независимо от их гражданства и национальной принадлежности. Группы наиболее активных, умных и преданных своему делу беженцев являются объектом подобной политики. В истории уже был яркий мо- мент в 1930 — 40-ых гг., когда в США, Турции, странах Латинской Америки нашли убе- жище беженцы из Германии, Австрии и Чехословакии. Они внесли достойный вклад в достижения в сфере точных наук, архитектуры, гражданского строительства, антропологии, музыки, экономики, медицины, права, образования и здравоохранения. Например, в Турции немецкие, австрийские, чешские профессора принимали участие в разработке и проведении реформ в области образования, непосредственно участвовали в модернизации законодательства Турции [Reisman, A.]. Человеческий капитал высокого качества попадает в страну с потоками беженцев, но является скорее исключением из правила, поскольку может рассчитывать на приём в раз- личных странах и по специализированным программам. Что касается основной массы беженцев, то очень часто — это лица, не обладающие специальной подготовкой, т.е. на данный момент обладающие человеческим капиталом более низкого качества. Однако в условиях старения и сокращения численности экономически активного населения прибытие большого количества молодых людей предоставляет возможность повысив уровень образования, профессиональной и языковой подготовки, получить человеческий капитал высокого качества. Для этого необходимо изучение различных подходов к проведению комплексной миграционной политики, ориентированной на использование человеческого капитала беженцев. В проведённом исследовании отмечается, что несмотря на то, что в 2016 г. число нелегально прибывающих в Европу беженцев несколько сократилось, кризис беженцев не преодолён. Стратегия большинства принимающих стран, которую можно охарактери- зовать следующими терминами: сдерживание, ограничение, закрытие границ - должна дополняться широким спектром мер государственного регулирования, направленных на защиту беженцев, адаптацию и интеграцию их в принимающие общества. Процесс приёма беженцев связан с возникновением целого спектра проблем, требующих безотлагательного решения. Существуют различные подходы к вопросу урегулирования наиболее остро стоящей для ЕС проблемы беженцев: 1) основывающийся на европейской солидарности; 2) ориентирующийся на традиционные национальные интересы; 3) международный или космопо- литический, предусматривающий тесное сотрудничество с соседними с ЕС странами, ми- ровым сообществом и международными организациями. Необходимо создание генераль- ного плана интеграционных мер, четыре из которых являются главными: жильё, изучение языка, образование и занятость. Проведённое исследования свидетельствуют о том, что особая роль в интеграции бе- женцев отводится городам, которые располагают лучшими возможностями расселения и трудоустройства. В то же время общей тенденцией является превращение городов в места вторичной миграции, поскольку беженцы перемещаются в сторону социальных сетей. В связи с этим появляется опасность сегрегации принятых беженцев, т.е. создания парал- лельных сообществ с большими обособленными городскими кварталами. Жители этих кварталов оказываются сегрегированными с точки зрения образовательных, экономиче- ских и социальных возможностей [Teltemann, J...., S. 3]. Несмотря на проблемы, усложняющие интеграцию беженцев в условиях их массового прибытия, сформировались новации, включающие расширение роли гражданского обще- ства, использование технологий вовлечения местных сообществ, быстрое строительство нетрадиционного жилья. Создаются и применяются новые институциональные модели, характеризующиеся небольшим количеством руководства, существенной неопределенно- стью в сфере получения средств и работы без лишней шумихи. В Германии - стране, обладающей сильными, эффективно работающими институтами, - привлечение большого числа добровольцев способствовало усовершенствованию основных этапов приёма бежен- цев. Представители гражданского сообщества принимали участие в благотворительной дея- тельности, с одной стороны, в рамках структурированных благотворительных институтов, таких как Каритас, Красный Крест и другие. С другой стороны, привлечение доброволь- цев - представителей нового поколения в основном молодых, независимых добровольцев - шло через онлайн платформы. Участие добровольцев осуществлялось на всех этапах: начиная от распределения воды, продуктов питания и медицинской помощи, затем - ожи- дания регистрации в Lageso (государственный орган по вопросам здравоохранения и соци- альным вопросам), вплоть до долгосрочной помощи интеграции [Give Something Back...]. Сложившаяся в результате приёма «цунами» беженцев практика требует проведения ре- форм и институциональных преобразований. В нынешних условиях на фоне обострения демографических диспропорций в странах ЕС под вопрос ставится экономический рост и усиливается фискальное давление. Поло- жительный эффект приёма беженцев будет достигнут лишь при успешной интеграции их в общество. Проведение эффективной комплексной политики в перспективе позволит использовать необходимые для экономики человеческие ресурсы и станет основой для проявления милосердия в его истинном смысле. Источники и литература 1) Reisman, A. Turkey’s Modernization: Refugees from Nazism and Ataturk’s Vision . - Washington, D.C.: New Academia Publishing, 2006. - 572 pp. 2) Teltemann, J., Dabrowski, S., Windzio, M. Ethnische Segregation in deutschen Großst ̈adten – Abschottung oder sozioo ̈konomische Restriktion? / Migremus Arbeitspapiere Nr 1/2013, Juli 2013, 39 s. 3) Give Something Back To Berlin (GSBTB) URL: http://givesomethingbacktoberlin.com