ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Роман «На мраморных утесах» (1939) вышел в печать вместе с началом Второй мировой войны, вновь поставившей под сомнение гуманистические идеалы Нового времени. Это произведение — точка отсчета нового этапа в творчестве немецкого писателя и мыслителя Э. Юнгера (1895–1998), т. к. автор впервые обращается к романной форме. Основные темы Юнгера (1895–1998): закат эпохи модерна, проблема преодоления нигилизма. Повествователь в романе воплощает созидающее начало на фоне царящих вокруг разрушений. В этом ему помогает стремление к единству духовного и материального. Одной из важнейших в поэтике Юнгера является категория «приближения» (Annäherung). Всматриваясь в окружающий мир взглядом ученого и поэта (наблюдая за жизнью растений, размышляя о языке), повествователь в физических явлениях приоткрывает для себя трансцендентное. При этом, будучи заворожен обликом мира, он сохраняет дистанцию по отношению ко всему, что встречает. На языке Юнгера это — мотив «невовлеченности» (désinvolture). «Невовлеченность» — аргумент против всепоглощающего времени. Диалектика «наличия» и «отсутствия», «поверхностного» и «глубинного» выражена в кросс-образах Юнгера, берущих начало в мифологии: зеркале, цветке, змее, огне. Важная тема Юнгера — присутствие в мире фигуры Творца. Сознание повествователя в «Мраморных утесах» проникнуто ощущением осмысленности Вселенной. Равным образом выделяет сам Юнгер фигуру автора-Творца в художественном процессе. Такая точка зрения представляет собой альтернативу философии постмодернизма. «На мраморных утесах» — одно из первых свидетельств подобного взгляда автора. В российском литературоведении Юнгер пока что мало изучен, что также обуславливает актуальность выбранной темы.