ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В эпоху Ферраро-Флорентийского собора римские папы близко подошли к тому, чтобы объединить под единой властью всех христиан Большого Средиземноморья, и владения Генуэзской Газарии были тем регионом, где идея единства могла воплотиться в наибольшей степени. В правовом аспекте движение к единству и унификации лежало через упорядочивание церковных структур различного подчинения – Константинопольского патриархата, Армянской и Римско-католической церкви. Эти три ветви не были согласованы, титулы иерархов дублировали друг друга, латинская иерархия на рубеже XV в. была поражена двоевластием. Однако к середине XV в., судя по отрывочным источникам, титулы иерархов были распределены таким образом, чтобы соблюсти соборное правило, запрещавшее иметь более одного епископа в городе. В отношении культурных практик и традиций такое стремление к единству не наблюдается, а попытки латинских епископов навязать единство обряда пресекались как светскими, так и духовными властями. Список храмов Каффы, которые консул был обязан почтить своим присутствием в престольный праздник, никак не пополнился после 1439 г. Армянская и греческая общины не стали более вовлечены в жизнь латинской коммуны, исполняя те же ритуалы, которые от них требовались по обычаю несколькими десятилетиями ранее. Здесь правильнее говорить о межкультурном диалоге, выражавшемся в переводческой деятельности, проповеди монахов и мирян, и архитектурных заимствованиях.