ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последнее десятилетие в спинальной хирургии наблюдаются значительные преобразования благодаря появлению минимально инвазивных методик и других технологических новшеств, среди которых — сложные системы навигации, успевшие продемонстрировать свою эффективность в снижении частоты осложнений и улучшении хирургических исходов. Данные системы облегчают задачу транспедикулярной установки винтов, декомпрессии и стабилизации позвоночника, они снижают травматичность вмешательства и способствует быстрому восстановлению после хирургии. Имеющиеся системы навигации можно подразделить на три типа в зависимости от физического принципа их работы: 1) прямая интраоперационная визуализация (интраоперационная флюороскопия, КТ и МРТ); 2) оптические системы навигации (используют инфракрасные камеры и отражающие маркеры для отслеживания положения хирургических инструментов в режиме реального времени); 3) электромагнитные системы навигации (используют электромагнитные поля для отслеживания положения хирургических инструментов). В настоящее время на рынке доступны как минимум 8 разных брендов оптических или электромагнитных систем для применения в спинальной хирургии. Одной из главных вех в развитии инструментальной спинальной навигации стало появление роботической ассистенции. На основании предоперационного плана вмешательства, составленного с использованием данных КТ-визуализации, роботический манипулятор позволяет выставить траекторию введения транспедикулярного винта с субмиллиметровой точностью, также робот помогает в решении других интраоперационных задач. В настоящее время на рынке доступны как минимум 4 роботические системы разных брендов для применения в спинальной хирургии. В настоящее время только начинается внедрение в практику систем дополненной реальности, позволяющих визуализировать индивидуальную анатомию пациента в режиме реального времени внутри специального шлема или очков. Роль и пользу подобных систем еще только предстоит оценить. Несмотря на имеющиеся достижения, навигация в спинальной хирургии имеет свои ограничения. Оптические системы обеспечивают высокую точность и широко используются в практике, однако, они могут быть подвержены проблеме видимости маркеров, требующей постоянного репозиционирования датчиков во время операции. В случае электромагнитных систем наличие ферромагнитных материалов в хирургической среде может привести к помехам и снижению точности. Использование прямой интраоперационной визуализации может увеличить уровень облучения как для пациентов, так и для операционного персонала. Высокая стоимость и необходимость специализированного обучения в случае сложных современных систем могут препятствовать их широкому распространению. Кроме того, системы навигации могут быть подвержены неточностям из-за таких факторов, как смещение пациента, деформация тканей и ошибки регистрации. В последний год наблюдается экспоненциальный рост возможностей и повышение доступности продуктов, связанных с технологией искусственного интеллекта. Последние программные разработки позволяют производить сложнейшую обработку визуальной и текстовой информации, выполнять сложные логические команды и эмулировать процесс принятия решений. Стоит предположить, что искусственный интеллект найдет свое применение и в вопросе навигации в спинальной хирургии, в перспективе он может стать катализатором для качественного скачка возможностей уже существующих систем. Таким образом, технологии интраоперационной навигации в спинальной хирургии продолжают развиваться, повышаются точность и безопасность лечения пациентов. Дальнейшие исследования и разработки должны помочь устранить существующие ограничения и повысить качество лечения пациентов со спинальной патологией.