ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Главной целью государственной политики в области регионального развития является стремление к сохранению единого политического, правового и экономического пространства государства. В соответствии с вышеназванной целью, подбираются необходимые инструменты, позволяющие реализовывать единую и по возможности сбалансированную политику по равномерному развитию широких пространств государства. Однако, региональная политика, будучи в первую и непосредственную очередь, ориентирована на деятельность в рамках определенного, заранее заданного, географического пространства обладает рядом специфических черт, и, как правило, разниться даже в рамках одного политического образования. Тем не менее, необходимо отметить, что, неравномерное региональное развитие относится к фундаментальным общемировым процессам. Подобный феномен обусловлен не только разнообразием физико-географических, геополитических, экономических, исторических и многих других условий, но и тенденциями концентрации и деконцентрации производительных сил, которые в итоге ведут к неравномерному размещению хозяйства и населения по территории планеты, страны и региона. Поэтому практически все страны принимают меры по сдерживанию межрегиональных экономических и социальных различий, проводя ту или иную региональную политику[4. С. 7] Таким образом, в условиях процессов сокращения доходных статей федерального бюджета, галопирующего роста инфляции и падения внутреннего валового продукта особенно актуальными становятся проблемы формирования региональной политики на федеральном уровне, пересмотре прежних подходов, оформившихся еще при кураторстве внутренней политики в Администрации Президента В.Ю. Суркова, выраженных в первую очередь в усилении вертикали власти, требующей дополнительного финансового стимулирования[7]. На сегодняшний день, значимыми факторами при формировании региональной политики федеральным центром следовало бы считать принципиально иные критерии, позволяющие использовать синергетический эффект роста экономики регионов для сбалансированного развития всего государства[5]. В целом, можно выделить две полярные стратегии, которые государство может использовать при проведении в жизнь региональной политики, первая заключается в распределении финансовых потоков таким образом, чтобы те регионы, которые успешно справляются с осуществлением своих социальных обязательств перед населением субъекта федерации, покрывали на основании существующего профицита консолидированного бюджета обязательства других субъектов. Реальным механизмом ее осуществления являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации[3]. Второй стратегией выступает стремление к поощрению тех субъектов, в которых используются более эффективные модели управления экономическим развитием и, следовательно,осуществляющих выполнение социальных обязательств без поддержки со стороны федерального центра, что в условиях сокращения доходных статей федерального бюджета производит неплохое впечатление. В общем и целом, такая концепция была предложена французским экономистом Ф. Перру и была названа «теория полюсов роста». В российской действительности, практическим опытом имплементации ее механизмов являются: ТОРы[2] и особые экономические зоны[1]. При этом стоит отметить, что между этими двумя подходами существует целый спектр возможностей, различных инструментов и механизмов, которые государство может использовать для реализации той или иной региональной политики.