ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Воронова О.А., Московский университет Местная газета как социальный проект Местные СМИ в России не являются по сути бизнес-проектами. В структуре доходов среднестатистической местной российской газеты примерно треть занимают источники, не связанные с выпуском информационного продукта. Большинство местных изданий представляют собой авторитарно-гибридную модель и лишь 2%, по сведениям Союза журналистов России, - частные издания. Причем, даже прогрессивные, на первый взгляд, начинания властных структур, например, объединение местных СМИ в крупные агентства, сулящее улучшение их управляемости, сокращение расходов, улучшение дизайна и т.д., - все это приводит лишь к укреплению ”спонсорской модели” местных СМИ. В таких условиях декларируемые намерения государства отказать им в финансовой поддержке и грядущая приватизация, если они будут реализованы, могут привести к уничтожению большинства местных универсальных газет. Следует признать, что местная, а отчасти и региональная пресса, — это социальные проекты, которые нуждаются в государственной поддержке. Во всем мире такого рода издания в основном существуют на деньги налогоплательщиков или спонсоров. Возникает вопрос, а как замерить «социальность СМИ»? Критериями качества контента, позволяющими судить о том, насколько эти СМИ отвечают миссии социального СМИ, должно стать количество, качество и эффективность контактов с жителями, чиновниками и экспертами по социальным вопросам, а не число пиар-публикаций о местной власти (как сегодня). Примеры полезных социальных инициатив, поддержанных или организованных местными СМИ, многочисленны. Это и акция по перераспределению из офисов в клубы и школы техники, ненужной бизнес структурам, но вполне пригодной для ребят (PenzaNews). Сбор добровольных пожертвований на памятник местным воинам-интернационалистам («Эхо недели», Курская область). И подписная кампания в газете «Березниковский рабочий» (Пермская обл.), когда взяв с подписчиков лишних 10 рублей, редакция на полученные средства покупает инвентарь в детский клуб или ремонтирует церковь, а потом за все отчитывается перед читателем. Газета «Канские ведомости» (Красноярский край) совместно с «Авторадио» попросила жителей своего района проголосовать с помощью купонов и смс за самые нужные социальные проекты, а победители получили весомые премии. Помимо пользы для всего местного сообщества социальные проекты, реализуемые в местных СМИ, способствуют популярности самих этих СМИ, укреплению связей между редакциями, властными структурами, бизнесом, некоммерческими организациями, волонтерами. Такие проекты могут быть направлены на объединение всех журналистов города или района, включать в себя профессиональные обучающие семинары, награждения лучших журналистов и т.д. Примером может служить «Медианеделя Люберецкого района, ее проводят в Московской области уже пять лет подряд. У местных СМИ недостатков много, в том числе, разобщенность и слабая профессиональная подготовка кадров, что сказывается на контенте местных СМИ и приводит к снижению в них профессиональных стандартов, но главное их конкурентное преимущество находится именно на поле социального проектирования. Миссия местных газет - быть центром локальных социальных связей, центром социальных инициатив, и эта миссия выполнима даже в существующих сложных условиях. Даже в ситуации, когда она является официальным публикатором власти. Ведь социальные проекты возникают не по указке, а отражают реальные заботы местного сообщества.