ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад посвящен особенностям построения исповедального портрета А.М. Горького 1922-1923 гг. глазами русского зарубежья. Горький сыграл важную роль в литературной жизни Русского Берлина периода 1922–1923 гг. и, в частности, в творческой судьбе одних из самых ярких его представителей – В.Ф. Ходасевича и Н.Н. Берберовой. Их с писателем объединяло не только общее литературное дело – издание журнала «Беседа» в Берлине, но и жизненные сюжеты (они жили с писателем в Германии и были частью его близкого окружения в 1922–1923 гг.). В.Ф. Ходасевич справедливо писал, что «зарубежный» период 1920-х гг. в жизни А.М. Горького остается наименее изученным. Именно поэтому перед наукой о литературе стоит важная задача – исследование жизни и творчества Горького зарубежного периода. Восстановить контекст тех лет помогают мемуары. В докладе будут проанализированы исповедальные воспоминания Ходасевича и Берберовой – два одноименных очерка Ходасевича о Горьком и мемуары «Курсив мой» Берберовой. В ходе анализа эгодокументальных текстов будет выявлена специфика конструирования образа писателя посредством соотношения художественного и документального начал, сочетания объективности и субъективности, построения «оппозиций», которые помогают продемонстрировать двойственность, неоднозначность фигуры Горького. Важно отметить, что построенный на контрастах «двойной» портрет Горького, освобождаясь от советского мифа о «писателе-властителе дум», «писателе-босяке», в свою очередь, также страдает тенденциозностью: представители русского зарубежья (наряду с развенчанием советского «культа личности» Горького) создавали собственный миф о писателе.