ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Чуткость к медиальной природе искусства подталкивает немецкого режиссера, сценариста и фотографа Вима Вендерса к поиску такой нарративной стратегии, которая позволила бы ему превратить саму механику киноповествования в конструктивный фактор сюжета. Нащупать нерв будущей истории режиссеру помогает фотография. Во вступлении к фотоальбому Однажды (‘Einmal') Вендерс сравнивает снимки с первыми кадрами воображаемых фильмов. Часто, пишет Вендерс, за первой фотографией следует еще несколько, и тогда несколько фотографий образуют серию, а в промежутках между ними рождается история. Лакуны между снимками как отдельными пространственными и временными системами заполняются движением, обеспечившим появление этих кадров – шагами, панорамированием пейзажа видоискателем, щелчком затвора. Так, в фильме «Алиса в городах» (1974) главным сюжетообразующим принципом становится фиксация стоящей за фотографией реальности – поиск Филиппом Винтером того самого запечатленного на снимке дома и реверсивная автоинтерпретация сделанных в Америке полароидов. Осмысление производного значения слова Bewegung (движение не только физическое, но и эмоциональное, т.е. волнение, возбуждение) помогает раскрыться более глубокому медиафилософскому измерению путешествия Винтера. На этом уровне фильмической рефлексии подвергается не просто физический поиск натуры, а динамика взаимоотношений фотографа с рождающимся изображением, сообщение фотографическому шифру уникальной субъективности смотрящего и обретение взгляда в движении. Взгляд в движении является одной из тематических доминант фильмов Вендерса – в том числе тех, что не говорят о фотографии напрямую («Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1972), «Ложное движение» (1975), «Небо над Берлином» (1987)). При разработке этого мотива фотография выступает метафорой обостренного восприятия, а обретение героем «верного» взгляда (усиленного «верным» жестом, движением) играет роль основного динамического момента действия. Прочитанные как реконструкция внекадрового измерения фотографии, фильмы Вендерса предстают медиафилософскими размышлениями о возможности сохранения творческой восприимчивости в условиях медиализованной и ускоряющейся реальности.