ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В данный доклад войдут результаты продолжающегося исследования различных рецепций творчества блж. Августина в истории русской философской и богословской мысли второй половины XIX - первой половины XX вв. Этот период в отечественной исторической науке, вплоть до 1917 г., по праву считается расцветом русской «августинианы», когда были опубликованы десятки статей и монографий за авторством как известных ученых-богословов эпохи, так и светских историков, юристов и философов, охватившие практически все сферы обширного наследия гиппонского епископа. Одним из авторов, внесших значимый вклад в историю российского августиноведения, стал философ, правовед, видный религиозный и общественный деятель Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920). Магистерская диссертация Е.Н. Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1. Миросозерцание блаженного Августина», защищенная им в 1892 году и тогда же вышедшая отдельной книгой, особо выделяется тем, что она стала одной из первых попыток в отечественной науке системно рассмотреть политико-правовые и исторические взгляды христианского богослова и отца Церкви, а также цельно представить его мировоззрение и жизненный путь. При этом важно учитывать, что, подходя к монографии о блж. Августине, Трубецкой пишет ее в значительной степени под влиянием теократического проекта В.С. Соловьева, что определенным образом сказалось на приведенных в ней оценках исторической роли блж. Августина как «родоначальника и отца латинской теократии». Подробности спора при личной встрече с Владимиром Соловьевым осенью 1886 г. Трубецкой в дальнейшем опишет во второй части своих «Воспоминаний» и в письме своему брату Сергею. Дошедшая до нас часть переписки Трубецкого 1897-1898 гг. с историком-медиевистом А.С. Вязигиным также позволяет предположить, что тот изначально рассчитывал возобновить с выходом обеих частей своего исследования давнюю дискуссию с Соловьевым по поводу теократического вопроса. Отдельный интерес при анализе монографии «Миросозерцание блаженного Августина» для нас сегодня представляет эпистолярное наследие Е.Н. Трубецкого, и в особенности его переписка 1880-90-х годов со старшим братом, также видным русским философом Сергеем Николаевичем Трубецким (1862-1905), подготовленная к изданию их родной сестрой, княжной Ольгой Николаевной Трубецкой (1867-1947). Эти письма являются не только источником многих примечательных биографических подробностей из жизни братьев Трубецких, широкого круга их друзей и знакомых из числа заметных деятелей науки конца XIX в., но и позволяют заглянуть внутрь исследовательского процесса и хода становления их философской мысли. На страницах писем Сергей и Евгений делились планами, научными гипотезами, проектами будущих статей и книг, не стесняясь при этом высказывать сомнения и даже оппонировать друг другу по различным вопросам. В контексте изучения наследия блж. Августина данная многолетняя переписка приоткрывает важные подробности о ходе работы младшего из братьев над своей магистерской диссертацией и позволяет нам проследить отношение к ней старшего брата, делающего, со своей стороны, важные критические замечания по ходу всего написания монографии.