ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В XXI веке идут серьезные изменения в восприятии гендерных стереотипов в мире, что нашло свое отражение в сюжетах и языке масс медиа, включая телевидение. Не является исключением и китайские развлекательные каналы, среди которых наибольшей популярностью пользуются Хунань ТВ, Дракон ТВ (Шанхай), Чжецзян ТВ и др. Анализ программного вещания в 2022 году показал, что ТВ отражает повысившийся социальный статус китайских женщин, в развлекательном телевидении страны присутствуют активные и образованные женщины разных профессий, включая ведущих ток-шоу. Появилась новая тенденция: противопоставление женских и мужских стереотипов. Например, на Хунань ТВ еженедельно идет несколько популярных программ: 1. 披荆斩棘 – «Преодоление шипов» (в конкурсе талантов участвуют популярные в прошлом женатые мужчины, стремящиеся вновь стать известными); 2. 100道光芒 – «100 лучей света»: в реалити-шоу участвуют 100 молодых выпускников вузов, которые в течение 100 дней обретают опыт работы в командах, между ними идет соревнование за лучший коллектив; 3. 女儿们的恋爱(第四季) – «Любовь дочери» (четвертый сезон): в реалити-шоу принимают участие отцы, отслеживающие то, как разворачиваются любовные истории их дочерей. Анализ показал, что в этих программах мужчины и женщины показаны в конфронтационных позициях. Например, в «Преодолении шипов» отец бросил работу из-за семьи, приехал участвовать в конкурсе, преодолевая разные препятствия, и ему пришлось просить жену бросить работу, чтобы заботиться о детях. В «100 лучах света» физическую работу выполняют юноши, а девушки отвечают за межличностные отношения в команде. В «Любви дочерей» избранник девушки взял на себя домашнюю работу, а сама она работает и содержит их молодую семью. Российский развлекательный телеканала СТС придерживается совершенно иной концепции вещания: здесь преобладают мультфильмы, юмористические скетчи («6 кадров», «Ералаш»), юмористическое шоу («Уральские пельмени») и семейные ситкомы (ситуационные комедии). В последнее время еженедельно идет показ нескольких комедий («Воронины», «Тетя Марта», «Семейка»). Гендерные стереотипы здесь связаны с доминирующим положением женщин в решении именно семейных проблем. Мужские образы формально доминируют, но в семейной жизни занимают подчиненное положение. Сравнительный анализ гендерных стереотипов китайских развлекательных телеканалов с российским показал, что существует определенное сходство (активная социальная позиция женщин) и различия (противопоставление женских и мужских персонажей на китайском развлекательном телевидение и явное доминирование женских образов в семейных отношениях на российском развлекательном телеканале).