ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последнее время, начиная с 1990-х гг., успешное развитие информационных технологий открыло перед историками, археологами, музееведами и другими специалистами-гуманитариями новую страницу в важном деле сохранения историко-культурного наследия. C начала XXI в. число публикаций, посвящённых применению трёхмерных технологий в истории и археологии, возрастает экстенсионально, рост интереса к этой тематике можно проследить по серии публикаций международных научных сообществ, таких как «History and computing», «Humanities and Art Computing» (так, в профильном журнале за 2009 г. четыре публикации посвящены тематике построения виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия, методике, программам), Computer Applications and Quantitative Methods in Archaeology (CAA), Electronic Imaging & the Visual Arts (EVA). Эта тематика отражается в публикациях известных журналов, таких как Archaeology magazine, а также специализированных журналов: Virtual Retrospect, Arch-I-Tech, Archeologia Calcolatori, Archaeological Computing Newsletter, Virtual archaeology review, посвящённых применению технологий трёхмерного моделирования в археологических и исторических исследованиях. Но чаще всего то, что мы можем увидеть в интернете - это реконструкции, выполненные техническими специалистами (программистами, дизайнерами и т.д.), компьютерными компаниями без (или с частичным привлечением) профессиональных научных консультантов - историков, археологов. Презентация исследования в превалирующей части подобных проектов не сопровождается размещением источниковой базы в интернете или публикацией в соответствующих статьях и монографиях. Стоит отметить, что нередко виртуальные реконструкции, выполненные рядом коллективов историков и археологов, также не имеют возможности научной верификации результата работы. Нередко объектами виртуальной реконструкции выступают архитектурные комплексы или строения прошлых эпох со слабой источниковой базой (к примеру, когда от исследуемого объекта остался один фундамент), реконструкция облика ведётся по аналогии с более поздними строениями, что порождает нередко множественность вариантов внешнего и внутреннего облика памятника историко-культурного наследия. В результате, существующие публикации виртуальных реконструкций в Интернете или на дисках позволяют пользователю видеть только результат самой работы (видеоролик, картинку или саму программу), работа же с источниковой базой и методика её синтеза междисциплинарным коллективом авторов, методика реконструкции, ее этапы остаются в тени. Источниковый материал в большинстве подобных реконструкций публикуется далеко не каждым научным коллективом в серии публикаций или на соответствующем сайте. В большинстве случаев авторы предлагают пользователям реконструкции принять результат их исследования на веру. Интерпретировать виртуальную реконструкцию, выставленную без источниковой базы в Интернете (онлайн модель, видео или скриншоты реконструкции), может только профессионал, хорошо знакомый с комплексом источников по воссозданному объекту; рядовой пользователь воспринимает в большинстве случаях демонстрируемый ему материал не как научный продукт исследования, а как некую демонстрацию-анимацию. Отметим, что серия публикаций, посвящённых применению технологий трёхмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях и появившихся в последние годы в западных, а теперь уже и в российских научных изданиях, способствовала выработке научной базы методики работы с 3D инструментарием, формированию новых подходов к анализу, синтезу и репрезентации источникового материала, однако, практически не осветила методики репрезентации источникового материала в едином комплексе с 3D реконструкцией. Данный недостаток характерен для большинства виртуальных реконструкций, публикуемых в Интернете и на дисках; представленный в них материал выглядит недостаточным без наличия источниковой базы, привязанной непосредственно к трёхмерной модели объекта. Всякое знание должно быть верифицируемо. Мы исходим из того, что исторические 3D реконструкции прошли этап эффектных трехмерных картинок; теперь реконструкции научные должны быть верифицированы, это важнейшее требование для любой исследовательской работы, и виртуальной реконструкции тоже. В докладе я хотел бы осветить основные вопросы верификации виртуальных реконструкций, существующие требования к программному модулю верификации, основываясь на анализе существующего опыта, предложить собственный вариант его реализации на примере объекта монастырского комплекса «Всех скорбящих радости» нач. XX в. Разработанная технология построения программного модуля верификации может быть использована для описания любой существующей виртуальной реконструкции.