ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Современное состояние методологии исторического исследования не стоит на месте. Расширение применения методики моделирования в истории и появления визуального моделирования исторических объектов - части исторической реальности, является ярким тому примером. До последнего времени реконструкция нередко проводилась на бумаге в виде зарисовок, чертежей или настольных макетов, которые достаточно приближённо отображали общий вид недошедших до нас памятников истории и культуры (при этом автор реконструкции не претендовал на точность и аутентичность реконструируемого объекта). Последнее десятилетие предоставило исследователям новые технологии и методики реконструкции. В настоящее время существует огромное количество научных исторических школ, использующих самые различные методы работы с целью как можно более детального и достоверного воссоздания исследуемой исторической эпохи. Применение трёхмерных технологий позволит при использовании уже существующих методик получить существенно новые научные данные, путем рассмотрения многих исторических фактов в едином пространстве и времени. Суть технологии, по мнению автора статьи «Реконструкция исторического прошлого в виртуальной среде компьютера» [1], А.В. Фищева сводится к визуальному воссозданию максимально достоверного фактографического пространства (например, рельефа местности с заданным уровнем детализации, соответствующего конкретному историческому периоду - рельеф и структура почв, гидрология, растительность, дорожная и объектовая инфраструктура и т.д. и т.п.). Далее, на данной местности начинают разворачиваться события, о которых сохранились достоверные исторические факты. В зависимости от эпохи, в рамках этих событий принимали участие конкретные люди, социальные группы, природные и техногенные явления и т.д. В рамках исторических фактов запускаются различные модели взаимодействия участников исторического процесса – поведенческие модели социума, динамические модели функционирования техногенных средств, физические модели природных явлений и т.д. Взаимодействие всей совокупности указанных факторов позволит уточнить, проверить, подтвердить или опровергнуть привычные нам исторические гипотезы и попытаться перейти к выработке новых представлений, поскольку от умозрительного или примитивного моделирующего подхода мы можем перейти к гораздо более комплексной проверке гипотез (в реальной жизни мы имеем дело с огромным количеством превходящих явлений или моментов, недоучет которых в силу технических трудностей при использовании традиционных методик заведомо приводит к ложной трактовке тех или иных событий). Использование технологий трёхмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях во многом обуславливалось не столько задачей визуальной реконструкции исторической реальности, её составляющих частей – объектов историко-культурного наследия (например, городской застройки провинциального города, не дошедшей до нас), исторических событий и их участников, но непосредственно поиском решения исторической проблемы, которую можно решить посредством использования трёхмерных технологий. В данном случае для проверки научных гипотез. Так уже 1994 – 1995 гг. итальянские, французские, американские историки начинают активно внедрять технологии трёхмерного моделирования в исторические исследования как в рамках археологических изысканий, в которых они принимали участие, так и для проверки научных теорий и гипотез. Например, для установления методов и технологий строительства пирамиды Хуфу [2], или проверка гипотезы наличиия над Колизеем тента, защищающего зрителей от солнца [3, с. 50-51]. В ходе проверки этой гипотезы в проекте «Виртуальный Рим», программой автоматизированного проектирования Autodesk 3d Max был реконструирован угол падения солнечных лучей в течении всего дня над Колизеем без тента и с его наличием, в результате чего исследователи пришли к выводу о возможности существования такого сооружения и смогли дать объяснение назначению найденным элементам в конструкции Колизея. Не менее интересным является пример использование технологий трёхмерного моделирования в исследованиях проведённых немецким научным центром г. Дармштада, проводившего реконструкцию императорского некрополя в Сьяне в Китае, комплекса Шаолинь [4], и терракотовой армии гробницы первого императора Китая. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: реконструировать императорский некрополь в Сьяне, посредством трехмерных технологий проверить научные теории предполагаемого расположения скрытого входа в гробницу императора с целью последующих раскопок на этом месте. Эти задачи с успехом были разрешены, несмотря на малую информативность сохранившихся письменных источников. Существует много аналогичных примеров применения технологии трёхмерного моделирования в исторических исследованиях в качестве инструментария реконструкции исторической реальности. Целью исследования, проводимого научными центрами МГУ им. М.В. Ломоносова кафедрой исторической информатики совместно с ТГУ им. Г.Р. Державина Лабораторией социальной истории в течении 6 лет являлся анализ и апробация возможностей применения технологий трёхмерного моделирования в качестве инструментария реконструкции исторической реальности. В ходе работы исследования в качестве объектов реконструкции служили крупные памятники культуры, такие как застройка провинциального города Тамбова, рассмотренная нами в динамике по двум временным срезам: а) город-крепость в 1662 г. б) провинциальный город на кон. 18 – нач. 19 вв. И монастырский комплекс г. Москвы, построенный князьями Голицынами в XIX в. – монастырь Всех скорбящих радости. Реконструкция рассматриваемых строений, осуществлялась нами основе архивных источников, хранящихся в архивах: ЦИАМ, ЦГАМО и РГАДА, ЦГАОРСС, РГВИА и материалов Известий Тамбовской учёной Архивной Комиссии (ИТУАК). В инструментарий обработки исторических данных были включены трёхмерные программы, часть которых относят к автоматизированным системам проектирования (CAD) и трёхмерные движки (3d engines): Autodesk 3D Max, Deep Exploration, 3D World Studio, Torque Game Engine, Unuty 3d и т.д.. Использование данного инструментария позволило посредством математического анализа CAD программ провести точную реконструкцию исторической реальности рассматриваемых нами объектов историко-культурного наследия, восстановить технологии строительства городских и острожных стен крепости Тамбова XVII в., установить причину расхождения описей крепости 1659 и 1662 гг., проследить процесс формирования городской застройки г. Тамбова начиная с XVII – до нач. XIX вв. по нескольким временным срезам, восстановить московский женский монастырь Всех Скорбящих радости в едином архитектурным стиле на 1909 г. (до перестройки). Использование технологий виртуального моделирования в науке и образовании открывает перед исследователями широкие возможности репрезентации исторического материала, реконструкции утраченных памятников культуры и архитектуры, проверки полученных исторических моделей при помощи встроенного в системы автоматизированного проектирования математического аппарата, позволяющего исследователю ставить перед компьютерной программой исследовательские задачи и получать результат. Исследования в области изучения методики применения технологий трёхмерного моделирования в исторических исследованиях показали весьма значимую роль, отводимую данному инструментарию исторической реконструкции в арсенале историка, как за рубежом, так и в России.