ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Развитие информационных технологий привело к появлению программных средств, возможности применения которых выходят далеко за рамки их прямого предназначения. Эта особенность дает, в свою очередь, импульс развитию той области, в рамках которой начинает применяться то или иное средство. Так, еще одной точкой соприкосновения истории и информатики, на наш взгляд, должно стать использование историками программ трехмерного моделирования. Реконструкция поврежденных или утраченных памятников, трехмерные проекции археологических объектов, моделирование отдельных предметов старины – вот далеко не полный перечень возможного применения 3D-технологий для решения задач сохранения культурного наследия. Освоение этих технологий тем более оправдано, что они в какой-то мере дают возможность компенсировать недостаток средств для реставрации или создания масштабной исторической реконструкции. Как ни странно, довольно широк опыт использования этих технологий для исторической реконструкции у разработчиков игр. В данных тезисах мы коснемся вопроса об использование возможностей программы 3-D Game Studio 5.0 trial. Фактически это пакет программ, предназначенный для создания 3-мерных игр (наподобие Quake). Данный пакет состоит из двух приложений – Model Editor (трехмерный редактор для создания разнообразных объектов) и Level Editor (предназначен для создания интерьеров, сцен, пространств с участием трехмерных объектов). Редактор 3-D Game Studio является одним из лучших. Он поддерживает большое количество полигонов, что позволяет загружать туда объекты размерами с целые здания. Немалые возможности дает наличие редактора моделей, позволяющего проектировать ландшафт на основе топографической карты и снимков из космоса ландшафтов, схожих с реальной местностью (поля, реки, рельеф). Существенное внимание разработчики уделили возможности создания растительности и особенностей климата. Линия горизонта, положение звёзд, освещение тоже поддаётся контролю в редакторе 3-D Game Studio. Здания, которые также могут быть созданы на этом редакторе, отличаются реалистичностью: реалистичная прорисовка позволяет придать каждой детали особую чёткость, начиная от бревна острога, кончая капелькой дождя на мостовой. Наличие редактора скриптов позволяет создавать сюжетную линию, отражать законы природы и др., придавая виртуальному миру соответствие с миром реальным. Удобный интерфейс программы облегчает работу разработчика, и создание виртуального мира не составляет труда даже без знания компьютерного языка. Мы попытались использовать возможности этих программ для создания модели деревянной крепости Тамбов, полностью утраченной уже к концу XVIII в. Остатки крепостных построек погребены под городской застройкой и сетями коммуникаций, так что даже археологические изыскания возможны лишь от случая к случаю. В процессе построения модели были изучены сохранившиеся планы и описания крепости, проанализирован ландшафт и его вероятные изменения, изучены отчеты об археологических работах, а также исследования о русской фортификации XVII в. В результате была получена динамическая трехмерная модель участка ландшафта и крепостных построек. Мы надеемся, что данная модель не только позволит сделать выводы, связанные с археологией, но может быть использована для имитационного моделирования хода имевших место осад крепости, ее постепенного разрушения и исчезновения.